Нобелевская премия по экономике 12 октября 2020 года была присуждена американским ученым Полу Милгрому и Роберту Уилсону из Стэнфордского университета (США) за разработку теории аукционов. Сообщение Нобелевского комитета гласит: «Лауреаты этого года Пол Милгром и Роберт Уилсон изучали, как работают аукционы.
Они также использовали свои выводы для создания новых форматов аукционов товаров и услуг, которыми сложно торговать в традиционной форме. Их открытия принесли пользу продавцам, покупателям и налогоплательщикам по всему миру».
Хет-трик теории аукционов
Новые лауреаты – заслуженные ученые, чьи исследования давно известны специалистам. Уилсону – 83 года, его ученику Милгрому – 72. Милгром и Уилсон не были наиболее упоминаемыми претендентами на премию Шведского банка, более весомыми считались шансы Клаудии Голдин из Гарварда с очень высоким индексом цитируемости. Компания Clarivate Analytics называла фаворитами Дэвида Дики из Университета Северной Каролины, Уэйна Фуллера из Университета Айовы и Пьера Перрона из Бостонского университета, разработавших новаторские аналитические методы.
Шведские аналитики называли имена Дарона Асемоглу из Массачусетского технологического университета и Джеймса Робинсона – из Чикагского за серию работ по разным темам.
Другие эксперты накануне вручения премии предполагали, что ключевыми претендентами могут стать автор знаменитого учебника по макроэкономике Грегори Мэнкью, а также Оливье Бланшар, Стэнли Фишер и Кеннет Рогофф.
Объявление лауреатами Уилсона и Милгрома не вызвало удивления или возражений профессионального сообщества. Нынешняя премия – третья для разработчиков и исследователей теории аукционов. В 1996 году экономической Нобелевки за анализ закрытого аукциона второй цены был удостоен Уильям Викри (он умер спустя 3 дня после объявления лауреатов, и его нобелевскую лекцию читал как раз Пол Милгром). Через 11 лет Нобелевскую премию получили Леонид Гурвиц, Эрик Маскин и Роберт Майерсон за дизайн механизмов – теорию, которая фактически сводит анализ аукционов, а заодно некоторые вопросы ценообразования (ценовую дискриминацию), задачу дизайна корректирующих налогов и вообще любую задачу дизайна стимулов к одной и той же формулировке, которую можно разом решить.
В чем ценность исследований лауреатов
«Нет более важной темы в экономической теории последних 40 лет, чем теория аукционов. Нет темы, с помощью которой проще иллюстрировать практические приложения абстрактной экономической теории, – на аукционах, организованных по правилам, разработанным лауреатами, размещено активов на десятки миллиардов долларов. Нет сомнений, что Милгром и Уилсон – заслуженные лауреаты: их имена были в топе претендентов и 20 лет назад», – отмечает профессор ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин.
Аукционы, когда продавец стремится продать товар, цена которого ему неизвестна, стали популярнейшим способом покупки и продажи товаров и услуг. По их результатам определяются поставщики товаров и услуг государственным органам, госкомпаниям и обычным фирмам. Даже продажа вещи на Avito – это тоже аукцион. Аукционы же отличаются по характеру своих ценностей. Ценность бывает частной, если ожидаемая польза от товара не зависит от того, как его ценят остальные участники. В английском аукционе в ситуациях с частными ценностями, если все участники действуют оптимально, победит тот, чья ценность максимальна.
Однако в последние десятилетия аукционы все чаще имеют общие ценности. В частности, при продаже прав на разработку месторождения полезных ископаемых у разных участников могут быть разные оценки запасов сырья, сложности его добычи и транспортировки и, следовательно, вероятной прибыли, но при этом сами полезные ископаемые, будь это нефть, железо или золото, одинаковы вне зависимости от вероятного победителя. «Если бы участники обменялись своей информацией, они бы пересчитали ожидаемую прибыль и, скорее всего, имели бы примерно одинаковые ценности. Это как раз случай общих ценностей», – пишет в Forbes профессор Российской экономической школы Сергей Измалков.
Речь необязательно идет о продаже материальных ресурсов: продавать или покупать на аукционах можно, например, частоты для телевизионных трансляций или мобильной связи, закупать медицинские страховки для госучреждения или крупной частной компании.
Одно из первых результатов исследований Милгрома – серия моделей, позволяющих изучать влияние раскрытия информации на результаты аукциона. Представим ситуацию, когда крупный продавец узнал из разных источников о товаре информацию, существенно снижающую его цену, и колеблется, следует ли оглашать нежелательные сведения. Модель Пола Милгрома и Роберта Вебера показывает, что продавцу выгодно с самого начала создать такую систему, при которой раскрывается вся известная информация. Если участники аукциона будут подозревать продавца в сокрытии важных данных, они будут повышать цену весьма осторожно, пишет Сонин.
Кроме того, возникает проблема «проклятия победителя». Если компания участвует в торгах на разработку участка шельфа и конкуренты ведут себя агрессивно, можно предположить, что они обладают информацией о больших запасах углеводородов или других ископаемых и поэтому повышают свою ставку. В этой ситуации победа одного из претендентов – очень плохая новость для участника. Это значит, что фирма слишком оптимистично оценивала масштаб успеха, а ее оценка возможных ресурсов оказалась завышенной, а не средней, наиболее реалистичной.
Опасаясь попасть в ловушку «проклятия победителя», многие компании на открытых аукционах торговались очень осторожно, объект уходил существенно дешевле, чем предполагал продавец, который регулярно не достигал запланированного дохода.
Проверено на практике
Вывод о возможности в открытых аукционах с растущей ценой сообщать необходимые для участников сведения от конкурентов и снижать неопределенность в оценках вероятной прибыли стал фундаментом ряда практических вариантов, предложенных Уилсоном и Милгромом для продажи различных товаров.
Например, во время первого в США аукциона по распределению частот для связи в 1994 г. нобелевские лауреаты предложили многоступенчатый открытый аукцион. В нем несколько различных товаров (в упомянутом случае – лицензий на вещание в некотором диапазоне частот) продается одновременно. Участники на каждом этапе могут увеличивать свои ставки с определенным интервалом от текущих цен. В конце каждого из них объявляются промежуточные лидеры и цены для них, что позволяет переоценить свои ценности и учесть данные ставок соперников. Текущим победителям нет нужды повышать цену на «свои» товары. Аукцион завершается тогда, когда участники прекращают делать ставки. Подобный вариант позволяет им сосредоточиться на наиболее выгодных для них товарах и перескакивать с одних на другие, когда цены становятся непривлекательными.
Аукционы Федеральной комиссии по коммуникациям стали примером применения принципов экономической науки на практике, а Уилсон и Милгром – консультантами реального рынка, которые разъясняли, как продать лицензии компании, способной использовать частоту с максимальной выгодой, и как не допустить сговора участников.
Громадные прибыли аукционов, организованных по разработанным Уилсоном и Милгромом принципам, не остановили их новых исследований.
Аукционы нового поколения
Милгром с группой ученых Стэнфордского университета изучил и практически разработал аукцион нового поколения – «комбинаторный аукцион». Его участники могут делать ставки не на отдельные лицензии, а на целые пакеты. Или их набор в разных местах. Причем набор можно создавать практически произвольно. В противном случае, если можно делать ставки только на отдельные лицензии, появляются затруднения. Возможно, для эффективной работы компании необходим большой масштаб и ей малоинтересен выход на рынок при наличии менее 10 лицензий. Если бы не было возможности делать ставки на большие пакеты, такая фирма торговалась бы на аукционе чрезвычайно осторожно, опасаясь остаться с 9 лицензиями на руках, поясняет Константин Сонин. Но, если делать ставки на пакеты, необходимо непосредственно следить, чтобы ставки разных участников хорошо сходились друг с другом, поскольку все лицензии должны быть проданы и нельзя продать одну из них дважды. Эту технически трудную задачу и решает комбинаторный аукцион.
Роль Уилсона в теории аукционов также велика: он стал автором доктрины, согласно которой правильно организованный аукцион работает независимо от того, насколько хорошо организаторы могут угадать, сколько готовы заплатить участники.