Найти в Дзене

ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ ДРЕВНИХ КУРГАНОВ

Курган скифской эпохи в долине р. Кокса, Хакасия
Курган скифской эпохи в долине р. Кокса, Хакасия

Тысячелетиями люди наносили разнообразные изображения на скалы, создав удивительные памятники древнего искусства, коих в Минусинской котловине немало. Но еще больше тут древних курганов, каменные плиты конструкций которых хорошо заметны на поверхности земли. "Все равнины усыпаны древними могилами и болванами грубой работы, частию из гранита, частию из песчаника", - сообщал побывавший здесь в XIX веке писатель-краевед Н.С. Щукин. Бесчисленное множество курганных камней - немых свидетелей ушедших эпох, стоят в местных степях и сегодня. И на некоторых из них, так же как и на скальные писаницы, нанесены различные изображения. Причём, в общей массе их гораздо больше, чем петроглифов на всех известных средне-енисейских писаницах. И мой очередной фото-рассказ будет как раз о них.

Курган тагарской археологической культуры, Средний Енисей
Курган тагарской археологической культуры, Средний Енисей

Пожалуй, начать следует с того, что научный интерес к этим изображениям насчитывает уже три сотни лет. И, вне всякого сомнения, будет существовать и дальше, до тех пор, пока пишется книга древней истории средне-енисейских степей. Пока же существуют лишь наброски её первых глав, из которых, в частности, следует, что традиция использования плит могильных и курганных конструкций, а также отдельно стоящих каменных стел (менгиров) для нанесения на них изображений, берёт своё начало с эпохи ранней бронзы. То есть, с того самого времени, когда перечисленные памятники в Минусинской котловине, собственно говоря, и появились.

Изображения на выносной стеле тагарского кургана, Средний Енисей
Изображения на выносной стеле тагарского кургана, Средний Енисей

Для чего это делалось? Не только же забавы ради древние люди выбивали, гравировали и процарапывали свои рисунки на могильных камнях, или "болванах" чьих-то "допотопных" святилищ. Как, к примеру, поступали некоторые "художественно одарённые" пастухи времён СССР.

Археологи считают, что иногда рисунки наносились специально для конкретного погребения, а значит являлись частью древнего погребального ритуала. В других случаях для возведения кургана строители могли использовать плиты с уже имеющимися на них рисунками, изъяв их из конструкции более древних гробниц, или переместив понравившиеся им камни с чужих святилищ. Кроме того, для строительства курганов могли использоваться скальные блоки, выломанные с ближайших местонахождений наскального искусства. И только после того, когда уже не существовало тех, кто оставил эти курганы, их наземные конструкции становились "полотнами" для художников более поздних эпох. Благо, развернуться их творческому гению было где: бесчисленные тагарские курганы (I тысячелетие до нашей эры), обставленные по периметру каменными плитами, чаа-тасы раннего средневековья, отдельно стоящие изваяния эпохи бронзы и средневековья. Недаром, как раз эти памятники, а не скальные писаницы, привлекли внимание первых исследователей Минусинской котловины. "Изображения, часто встречающиеся на этих объектах, и сами они были зарисованы уже в начале XVIII века в экспедиции Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. Страленберга, и позже их не обходил вниманием практически ни один исследователь этого региона" (Е.А. Миклашевич).

Каменная плита ограды тагарского кургана, Средний Енисей
Каменная плита ограды тагарского кургана, Средний Енисей

Перечислять всех исследователей изображений на камнях древних курганов Минусинской котловины не имеет смысла. Их много, все они известны и имеют авторитет в мире науки. Упомяну только пару имён. В связи с их особым влиянием на моё личное восприятие данной тематики.

Каменная ограда тагарского кургана, Средний Енисей
Каменная ограда тагарского кургана, Средний Енисей

Во - первых, это - известный исследователь наскального искусства Среднего Енисея, кемеровский археолог Елена Александровна Миклашевич. Кроме изучения и сохранения петроглифов, она уделяет большое внимание и исследованию изображений на плитах конструкций древних курганов. И поиску архивных материалов по этой теме других исследователей, систематизации найденного и введению его в научный оборот. Это - огромная, скрупулёзная работа, которая обязательно получит должную положительную оценку будущими поколениями исследователей.

Каменная ограда тагарского кургана, Средний Енисей
Каменная ограда тагарского кургана, Средний Енисей

Слежу за научными публикациями Е.А. Миклашевич много лет, читаю с огромным интересом. Из них я взял на заметку одно немаловажное обстоятельство: "Степень сохранности изображений на курганных плитах ещё ниже, чем рисунков на скалах: они сильнее подвержены влиянию природных факторов разрушения, а ещё более существенно то, что в результате интенсивного освоения земель Минусинской котловины в XIX - XX веках сотни курганов были разрушены, а плиты перемещены. Поэтому так важны любые документальные свидетельства об этих памятниках" (Е.А. Миклашевич).

Рисунок оленя в скифо-сибирском зверином стиле на угловой плите ограды тагарского кургана, Средний Енисей
Рисунок оленя в скифо-сибирском зверином стиле на угловой плите ограды тагарского кургана, Средний Енисей
(Детализация) рисунок оленя в скифо-сибирском зверином стиле на угловой плите ограды тагарского кургана, Средний Енисей
(Детализация) рисунок оленя в скифо-сибирском зверином стиле на угловой плите ограды тагарского кургана, Средний Енисей

Когда в начале "нулевых" я занялся целенаправленным поиском и фотофиксацией петроглифов на скалах и рисунков на курганных камнях, мне с самого начала была ясна главная цель всего этого, многим совершенно непонятного "убийства свободного времени". (Чуть позже я занялся вело-туризмом, совместив два увлечения в одно.) А выбор простого и надёжного способа первичного документирования (фотодокументирования) найденных памятников воспринял не только от Е.А. Миклашевич, и других современных исследователей наскального искусства. Сильнее на это повлиял пример знаменитого исследователя Сибирских писаниц Александра Васильевича Адрианова (собственно, второе обещанное имя). Именно он являлся одним из наиболее выдающихся исследователей не только скальных писаниц, но и изображений на плитах оград тагарских курганов Среднего Енисея. К тому же, впервые (в 1879 году) применившим для их документирования фотографию.

"В своих экспедициях по Минусинской котловине А.В. Адрианов всегда очень интересовали изображения и эпиграфика на отдельных плитах, стелах и курганных камнях, он много внимания уделял их поиску, копированию, фотографированию, и, при возможности, доставке в музеи. Этим он занялся даже ещё раньше, чем писаницами на скалах. Особенно много фотографий писаниц, в том числе "писаниц на отдельно стоящих камнях" он сделал в начале XX века" (Е.А. Миклашевич).

Менгир, Средний Енисей
Менгир, Средний Енисей

По мнению Е.А. Миклашевич, "наследие Адрианова в этом плане тоже велико и имеет чрезвычайную важность, посколькуиз такого рода памятников не сохранилась до наших дней гораздо большая часть, нежели чем рисунков на скалах. И нельзя не отметить, что и эти коллекции в значительной степени до сих пор не введены в научный оборот".

Угловая плита ограды тагарского кургана, Средний Енисей
Угловая плита ограды тагарского кургана, Средний Енисей

Теперь - фотоподробности моих поисков рисунков на курганных камнях, на примере весенних, летних и осенних велопоездок к горному массиву Оглахты.

Автор в пути к неизвестным рисункам древних курганов
Автор в пути к неизвестным рисункам древних курганов

Итак, поехали...

В одной из своих научных статей в 2008 году Е.А. Миклашевич пишет: "На фотографии, сделанной Адриановым в 1907 году запечатлены тамги и другие знаки на камне ограды кургана "саженях в 70 влево от дороги с. Усть-Биджа в Толчею (на 6 верст от Биджи)", то есть, этот памятник расположен где-то в местности между горами Куня и Оглахты. Местонахождение памятника пока не установлено..."

Фотография курганного камня с рисунками, 1907 год, А.В. Адрианов
Фотография курганного камня с рисунками, 1907 год, А.В. Адрианов

В 2009 году по пути к горному массиву Оглахты мне удалось найти тот самый камень ограды тагарского кургана с "тамгами и другими знаками", открытый и сфотографированный А.В. Адриановым в 1907 году.

-17
-18

К сожалению, по прошествии 102 лет часть запечатлённых Адриановым тамг и знаков с курганной плиты исчезли - попросту осыпались в прах...

-19
Тагарский курган близ Оглахтинских гор
Тагарский курган близ Оглахтинских гор
Часть каменной ограды этого же тагарского кургана
Часть каменной ограды этого же тагарского кургана
Рисунки на угловой плите этого же тагарского кургана
Рисунки на угловой плите этого же тагарского кургана
(Детализация) рисунки на угловой плите этого же тагарского кургана, зооморфное и антропоморфные изображения, нанесённые в I тысячелетии до нашей эры (видимо, в период возведения данного погребального сооружения)
(Детализация) рисунки на угловой плите этого же тагарского кургана, зооморфное и антропоморфные изображения, нанесённые в I тысячелетии до нашей эры (видимо, в период возведения данного погребального сооружения)
Тагарский курганный могильник близ горного массива Оглахты
Тагарский курганный могильник близ горного массива Оглахты
Осмотр плит тагарского кургана близ Оглахты, осень, ниже - две фотографии рисунка, обнаруженного на одной из плит этого кургана
Осмотр плит тагарского кургана близ Оглахты, осень, ниже - две фотографии рисунка, обнаруженного на одной из плит этого кургана
Рисунок коня в раннесредневековом таштыкском стиле (изображение резное, линии тонкие, поэтому на фотографии просматриваются плоховато)
Рисунок коня в раннесредневековом таштыкском стиле (изображение резное, линии тонкие, поэтому на фотографии просматриваются плоховато)
(Детализация) рисунок коня в раннесредневековом таштыкском стиле
(Детализация) рисунок коня в раннесредневековом таштыкском стиле
Зооморфные изображения I тыс. до н.э. на торцевой части угловой плиты тагарского кургана
Зооморфные изображения I тыс. до н.э. на торцевой части угловой плиты тагарского кургана
(Детализация) часть зооморфных изображений I тыс. до н.э. на торцевой части угловой плиты тагарского кургана
(Детализация) часть зооморфных изображений I тыс. до н.э. на торцевой части угловой плиты тагарского кургана
На дальнем плане - южная, степная часть Оглахты, гора "Сорок зубьев"
На дальнем плане - южная, степная часть Оглахты, гора "Сорок зубьев"
Тагарский курган у горы "Сорок зубьев"
Тагарский курган у горы "Сорок зубьев"
Этот же тагарский курган, ниже - фотография изображения лучника на одной из плит его ограды
Этот же тагарский курган, ниже - фотография изображения лучника на одной из плит его ограды
Изображение лучника на ограде тагарского кургана (см. фото выше), выполненное в I тыс. до н.э., по-видимому, имеющее прямое отношение к воину погребённому в данном кургане
Изображение лучника на ограде тагарского кургана (см. фото выше), выполненное в I тыс. до н.э., по-видимому, имеющее прямое отношение к воину погребённому в данном кургане
Плиты задернованных оград тагарских курганов у Оглахтинского горного массива (ниже - детализация изображений на одном из этих курганных камней)
Плиты задернованных оград тагарских курганов у Оглахтинского горного массива (ниже - детализация изображений на одном из этих курганных камней)
Детализация части антропоморфных изображений на курганном камне (см. фото выше)
Детализация части антропоморфных изображений на курганном камне (см. фото выше)
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
Ещё один элитный курган тагарской культуры близ Оглахты
Ещё один элитный курган тагарской культуры близ Оглахты
Плиты ограды этого же кургана (ниже - 3 фотографии изображений на данных курганных камнях)
Плиты ограды этого же кургана (ниже - 3 фотографии изображений на данных курганных камнях)
Хорошо видно как минимум одно зооморфное изображение...
Хорошо видно как минимум одно зооморфное изображение...
...две тамги енисейских кыргызов...
...две тамги енисейских кыргызов...
...тагарский антропоморфный рисунок
...тагарский антропоморфный рисунок
Очередной элитный тагарский курган, расположенный близ Оглахты...
Очередной элитный тагарский курган, расположенный близ Оглахты...
Тамга "Н", которую я отношу к тесинской археологической культуре...
Тамга "Н", которую я отношу к тесинской археологической культуре...
... на Среднем Енисее тамга "Н" встречается только на плитах тагарских курганов (и в одном случае на скальной писанице в группе других одновременных с нею тамг хунно-сянбийского времени), находящихся в степях между Подкунинской горной грядой и горным массивом Оглахты
... на Среднем Енисее тамга "Н" встречается только на плитах тагарских курганов (и в одном случае на скальной писанице в группе других одновременных с нею тамг хунно-сянбийского времени), находящихся в степях между Подкунинской горной грядой и горным массивом Оглахты
-58
Изображения на торцевой части угловой плиты этого же кургана
Изображения на торцевой части угловой плиты этого же кургана
-60
Детализация
Детализация
-62
Ещё одна плита с рисунками (ниже - 4 фотографии этих изображений)
Ещё одна плита с рисунками (ниже - 4 фотографии этих изображений)
Хорошо видны различные тамги, в частности тамговые знаки енисейских кыргызов
Хорошо видны различные тамги, в частности тамговые знаки енисейских кыргызов
-65
-66
-67
А вот этот камень с того же тагарского кургана удивил не только меня, но и других, уже профессиональных исследователей наскального искусства, которым я сообщил об этой чудесной находке
А вот этот камень с того же тагарского кургана удивил не только меня, но и других, уже профессиональных исследователей наскального искусства, которым я сообщил об этой чудесной находке
-69
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
Эта фотография тесинской "писаницы" на курганном камне, и 2 нижних, сделаны археологом Юрием Есиным во время нашей совместной поездки к месту моей неожиданной находки
Эта фотография тесинской "писаницы" на курганном камне, и 2 нижних, сделаны археологом Юрием Есиным во время нашей совместной поездки к месту моей неожиданной находки
-79
После этого с изображениями на данном курганном камне также работали Е.А. Миклашевич, и археологи из музея доисторической антропологии княжества Монако. Сейчас фотоколлаж с этой композицией украшает визит-центр участка "Оглахты" госзаповедника "Хакасский" (нижняя фотография)
После этого с изображениями на данном курганном камне также работали Е.А. Миклашевич, и археологи из музея доисторической антропологии княжества Монако. Сейчас фотоколлаж с этой композицией украшает визит-центр участка "Оглахты" госзаповедника "Хакасский" (нижняя фотография)
-81

Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)