Тысячелетиями люди наносили разнообразные изображения на скалы, создав удивительные памятники древнего искусства, коих в Минусинской котловине немало. Но еще больше тут древних курганов, каменные плиты конструкций которых хорошо заметны на поверхности земли. "Все равнины усыпаны древними могилами и болванами грубой работы, частию из гранита, частию из песчаника", - сообщал побывавший здесь в XIX веке писатель-краевед Н.С. Щукин. Бесчисленное множество курганных камней - немых свидетелей ушедших эпох, стоят в местных степях и сегодня. И на некоторых из них, так же как и на скальные писаницы, нанесены различные изображения. Причём, в общей массе их гораздо больше, чем петроглифов на всех известных средне-енисейских писаницах. И мой очередной фото-рассказ будет как раз о них.
Пожалуй, начать следует с того, что научный интерес к этим изображениям насчитывает уже три сотни лет. И, вне всякого сомнения, будет существовать и дальше, до тех пор, пока пишется книга древней истории средне-енисейских степей. Пока же существуют лишь наброски её первых глав, из которых, в частности, следует, что традиция использования плит могильных и курганных конструкций, а также отдельно стоящих каменных стел (менгиров) для нанесения на них изображений, берёт своё начало с эпохи ранней бронзы. То есть, с того самого времени, когда перечисленные памятники в Минусинской котловине, собственно говоря, и появились.
Для чего это делалось? Не только же забавы ради древние люди выбивали, гравировали и процарапывали свои рисунки на могильных камнях, или "болванах" чьих-то "допотопных" святилищ. Как, к примеру, поступали некоторые "художественно одарённые" пастухи времён СССР.
Археологи считают, что иногда рисунки наносились специально для конкретного погребения, а значит являлись частью древнего погребального ритуала. В других случаях для возведения кургана строители могли использовать плиты с уже имеющимися на них рисунками, изъяв их из конструкции более древних гробниц, или переместив понравившиеся им камни с чужих святилищ. Кроме того, для строительства курганов могли использоваться скальные блоки, выломанные с ближайших местонахождений наскального искусства. И только после того, когда уже не существовало тех, кто оставил эти курганы, их наземные конструкции становились "полотнами" для художников более поздних эпох. Благо, развернуться их творческому гению было где: бесчисленные тагарские курганы (I тысячелетие до нашей эры), обставленные по периметру каменными плитами, чаа-тасы раннего средневековья, отдельно стоящие изваяния эпохи бронзы и средневековья. Недаром, как раз эти памятники, а не скальные писаницы, привлекли внимание первых исследователей Минусинской котловины. "Изображения, часто встречающиеся на этих объектах, и сами они были зарисованы уже в начале XVIII века в экспедиции Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. Страленберга, и позже их не обходил вниманием практически ни один исследователь этого региона" (Е.А. Миклашевич).
Перечислять всех исследователей изображений на камнях древних курганов Минусинской котловины не имеет смысла. Их много, все они известны и имеют авторитет в мире науки. Упомяну только пару имён. В связи с их особым влиянием на моё личное восприятие данной тематики.
Во - первых, это - известный исследователь наскального искусства Среднего Енисея, кемеровский археолог Елена Александровна Миклашевич. Кроме изучения и сохранения петроглифов, она уделяет большое внимание и исследованию изображений на плитах конструкций древних курганов. И поиску архивных материалов по этой теме других исследователей, систематизации найденного и введению его в научный оборот. Это - огромная, скрупулёзная работа, которая обязательно получит должную положительную оценку будущими поколениями исследователей.
Слежу за научными публикациями Е.А. Миклашевич много лет, читаю с огромным интересом. Из них я взял на заметку одно немаловажное обстоятельство: "Степень сохранности изображений на курганных плитах ещё ниже, чем рисунков на скалах: они сильнее подвержены влиянию природных факторов разрушения, а ещё более существенно то, что в результате интенсивного освоения земель Минусинской котловины в XIX - XX веках сотни курганов были разрушены, а плиты перемещены. Поэтому так важны любые документальные свидетельства об этих памятниках" (Е.А. Миклашевич).
Когда в начале "нулевых" я занялся целенаправленным поиском и фотофиксацией петроглифов на скалах и рисунков на курганных камнях, мне с самого начала была ясна главная цель всего этого, многим совершенно непонятного "убийства свободного времени". (Чуть позже я занялся вело-туризмом, совместив два увлечения в одно.) А выбор простого и надёжного способа первичного документирования (фотодокументирования) найденных памятников воспринял не только от Е.А. Миклашевич, и других современных исследователей наскального искусства. Сильнее на это повлиял пример знаменитого исследователя Сибирских писаниц Александра Васильевича Адрианова (собственно, второе обещанное имя). Именно он являлся одним из наиболее выдающихся исследователей не только скальных писаниц, но и изображений на плитах оград тагарских курганов Среднего Енисея. К тому же, впервые (в 1879 году) применившим для их документирования фотографию.
"В своих экспедициях по Минусинской котловине А.В. Адрианов всегда очень интересовали изображения и эпиграфика на отдельных плитах, стелах и курганных камнях, он много внимания уделял их поиску, копированию, фотографированию, и, при возможности, доставке в музеи. Этим он занялся даже ещё раньше, чем писаницами на скалах. Особенно много фотографий писаниц, в том числе "писаниц на отдельно стоящих камнях" он сделал в начале XX века" (Е.А. Миклашевич).
По мнению Е.А. Миклашевич, "наследие Адрианова в этом плане тоже велико и имеет чрезвычайную важность, посколькуиз такого рода памятников не сохранилась до наших дней гораздо большая часть, нежели чем рисунков на скалах. И нельзя не отметить, что и эти коллекции в значительной степени до сих пор не введены в научный оборот".
Теперь - фотоподробности моих поисков рисунков на курганных камнях, на примере весенних, летних и осенних велопоездок к горному массиву Оглахты.
Итак, поехали...
В одной из своих научных статей в 2008 году Е.А. Миклашевич пишет: "На фотографии, сделанной Адриановым в 1907 году запечатлены тамги и другие знаки на камне ограды кургана "саженях в 70 влево от дороги с. Усть-Биджа в Толчею (на 6 верст от Биджи)", то есть, этот памятник расположен где-то в местности между горами Куня и Оглахты. Местонахождение памятника пока не установлено..."
В 2009 году по пути к горному массиву Оглахты мне удалось найти тот самый камень ограды тагарского кургана с "тамгами и другими знаками", открытый и сфотографированный А.В. Адриановым в 1907 году.
К сожалению, по прошествии 102 лет часть запечатлённых Адриановым тамг и знаков с курганной плиты исчезли - попросту осыпались в прах...
Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)