Лето 1946 года. Я, студентка третьего курса экономического факультета МГУ, отправилась в Геленджик на свой первый «настоящий» отдых. Всю дорогу в поезде я не отрывалась от окна. Передо мной проносились полуразрушенные, а то и совсем разрушенные дома, поселки, города.
На остановках я видела только плохо одетых людей, бледных и худых, и довольно много инвалидов (толстых людей тогда не было совсем). На прилавках рынков продавали вареную картошку, соленые огурцы, а иногда даже из кастрюль щи или борщ, которые разливали в пол-литровые банки. Хлеба нигде не было. Карточная система еще не была отменена. Это будет только в 1947 году.
Несмотря ни на что я, счастливая, ехала отдыхать. А какой же ценный бывает отдых, если он зарабатывается упорным честным трудом! От Новороссийска автобус благополучно почти по самому берегу моря довез нас до небольшого приморского городка со странным названием Геленджик. Город совсем не был похож на сегодняшний Геленджик и вообще на курортный город. Деревянные частные дома и пара небольших санаториев.
Университетский дом отдыха был санаторного типа и очень большой. Наверное, на тысячу человек. Столовая работала в две смены. В комнатах проживало по несколько человек, но это не главное. А главное, конечно же, это Черное море и прекрасная бухта километра четыре в ширину от тонкого до толстого мыса и километров шесть в длину. В первый же день я увидела, как множество дельфинов подплывают к самому берегу и играют с купающимися. Это прекрасно.
Знакомых среди отдыхающих я почему-то не встретила, но подруг приобрела быстро. Дня через два-три я стала выделяться из общей массы, потому что все время была одета в белое и с обязательным цветком в волосах. Меня так все и называли: «девушка в белом и с цветком в волосах». Цветов вокруг было много, и ребята ко мне подходили почти всегда с цветами. Мне было очень приятно. Но боялась за босоножки — они у меня были только одни. Ходила осторожно, как балерина, боялась сломать каблук.
На танцах я познакомилась с Семеном Катаниди — со своим будущим мужем. Оказалось, что мы уже несколько дней наблюдали друг за другом. Я выделялась белоснежной одеждой, умением прекрасно танцевать, хорошо плавать и играть в волейбол. Избранник мой был местным жителем. Он приехал домой в отпуск из экспедиции. Он был стройный, очень спортивный, играл почти на всех музыкальных инструментах, лучше всех танцевал, и очень красиво и гордо держал голову. На танцах мы были с ним лучшей парой, за что нам доставались все призы.
По национальности он — чистый грек. Это мне тоже нравилось. Сказочная, древняя Греция! Это ведь так интересно. Мы полюбили друг друга. Он был старше меня на шесть лет. Вскоре он познакомил меня со своими родными. В Геленджике, недалеко от моря у них был очень хороший дом с большим садом. Жил он с отцом, братьями и сестрами (старшая сестра была уже замужем и жила в Батуми, но в это время она была в гостях в родном доме, и я познакомилась с ней тоже). Мама у них умерла незадолго до этого. Родственникам будущего мужа я понравилась, и наши серьезные намерения они одобрили. Но отпуск заканчивался, и мы должны были расстаться.
В один из последних дней перед отъездом возвращались на катере с прогулки по морю. При въезде в бухту я и два молодых человека поспорили, и решили переплыть бухту. А это шесть километров. Украдкой мы спрыгнули с катера, который моментально ушел от нас очень далеко. Нас в итоге заметили, и когда катер дошел до берега, навстречу выслали моторную лодку. Но мы отказались от нее и в течение трех часов плыли. Когда мы доплыли — нас встречал весь дом отдыха и много других людей.
Когда я вышла на берег, поняла, что идти прямо не могу, и ребята отнесли меня на руках в дом отдыха. Кроме громких приветствий нас встретил приказ директора дома отдыха о нашем отчислении за нарушение дисциплины. Об этом было сообщено в МГУ. Так что уезжала я довольно весело. Но в университете нам это простили. И когда через два года я снова оказалась в Геленджике, то приказ о нашем отчислении все еще висел на доске объявлений в назидание другим.
20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.
© «Следы памяти», Рахманова С.А. Москва, 2020 г., автор: Рахманова Вера Михайловна