Найти в Дзене
Следы памяти I XX век

Глава 36. Начинается моя пятилетка жизни на Колыме

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.

Приехала я с неожиданно состоявшемся мужем и четырехлетним сыном на автобазу №6 в поселке Сусуман, куда направил нас отдел кадров. Это более 600 километров от Магадана. Начальник автобазы предложил и мне и ему работу в филиале автобазы в поселке Дебин, на берегу реки Колымы, что ближе к Магадану. Мы согласились. В этот же день на большегрузной машине мы поехали в обратную сторону примерно на 200 километров.

На высоком берегу реки Колымы красиво разместился небольшой поселок с двумя десятками одноэтажных домов, автобаза со своим хозяйством и три прекрасных 3-х этажных здания — это Дальстроевская больница, которая предназначалась для обслуживания и вольных людей и заключенных. Рядом с больницей — небольшой, очень приличный санаторий. Место хорошее, красивое!

По другую сторону реки, километрах в двух, какие-то источники теплые. Даже зимой в том краю видны столбы пара. И морозов в этих местах больших не бывает. Вот такая она, Колыма! В одном месте 20 градусов мороза, недалеко совсем, километрах в 200 уже 40 градусов мороза, а еще подальше, да поближе к северу и все 60 градусов мороза. Такое же разнообразие и с ветрами.

Дальстроевскую больницу обслуживает изумительный коллектив, в основном состоящий из врачей, так называемых «врагов народа». Много среди них прекрасных специалистов, докторов наук, профессоров. Километрах в 60 от поселка, вниз по течению реки — знаменитый совхоз «Эльген». Совсем недавно, уже в 21 веке, я о нем слышала — процветает. Выращивают различные овощи, разводят коров. В середине 20 века совхоз полностью обслуживался женским лагерем.

Немного о природе Колымы. Это полоса вечной мерзлоты. Даже в жаркое лето земля оттаивает на 10-15 см. Полежишь на траве минут 20 и воспаление легких обеспечено. Верхушки сопок летом покрыты снегом. В низинах много цветов, ярких и красивых, но без запаха. Довольно много ягоды — голубицы. Из нее мы варили варенье и делали вино. Клюквы очень мало. Большая часть низких мест покрыта кустарником, хилым березняком. А березки, как пьяные, наклонены то в одну, то в другую сторону. Это от сильных ветров.

Ближе к Ледовитому океану — тундра, а ближе к югу леса побогаче и деревья покрупнее. Кроме реки Колымы много маленьких речушек, тоже очень быстрых и холодных. В июне-июле иногда бывает жара 20-30 градусов, но не покупаешься нигде. Рыбаки рыбачили, охотники охотились, в основном за чирками. Были и такие, которые ходили на медведя.

С июня 1951 года начинается моя пятилетка жизни на Колыме. Можно сказать, что начинается моя довольно хорошая, интересная, хотя и трудная, новая жизнь. Нам дали хорошую комнату. Коммунальные удобства обеспечивает дневальный, в обязанности которого входила топка котла, содержание в порядке кухни, коридора и подхода к дому.

Сыночка я устроила в детский сад, который был за больничными корпусами, рядом с санаторием. Муж, Коля Герасимов, договорился с начальством работать не механиком, а шофером, где заработки были гораздо больше, и ездил в рейсы в глубинки Дальстроя на 5-10 дней. Это меня устраивало. Привыкнуть к нему как к мужу я не смогла.

Работы у меня было много. Кроме планирования, нужно было заниматься нормированием и таксировкой путевых листов для шоферов. В моем подчинении были еще два человека. Кроме транспорта на автобазе были ремонтные мастерские и электростанция. Планировать нужно было жизнь и работу всего поселка со всеми его службами, кроме больницы и санатория, которые находились в непосредственном подчинении Дальстроя.

___

Глава 35 Глава 37

Автор: Рахманова Вера Михайловна

©«Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены

СССР, Колыма, город Сусуман, Советская улица, 1970-е годы. Источник: commons.wikimedia.org. Лицензия (CC BY-SA 3.0)
СССР, Колыма, город Сусуман, Советская улица, 1970-е годы. Источник: commons.wikimedia.org. Лицензия (CC BY-SA 3.0)