Компания J’son & Partners Consulting подготовила аналитический отчет по мировому и российскому рынку сетевой безопасности, в который вошли не только показатели по стандартным продуктам, но и потребление облачных сервисов безопасности (Security as a Service), при этом горизонт прогнозирования российского рынка был увеличен до 2025 года включительно.
По данным отчета за 2019 год объем мирового рынка информационной безопасности достиг $26 млрд, из которых на облачную модель потребления пришлось $6,2 млрд (~24%). Планируемый рост мирового рынка продуктов и сервисов кибер-безопасности на 2020-2023 составит 11% в год и к 2023 году он достигнет объема в $40 млрд. J’son & Partners Consulting считает, что основным драйвером роста будут именно облачные модели потребления сервисов безопасности, и расти они будут в два раза быстрее рынка — на 24% каждый год.
Российский рынок сервисов кибербезопасности составляет всего 1% от мирового (примерно 17 млрд руб.), при этом за период с 2017 по 2019 годы среднегодовой прирост составлял 10%. Аналитики не прогнозируют значительного роста российского рынка кибербезопасности в последующие годы: на период 2020-2025 годы планируемый рост составит примерно 3%. Таким образом, российский рынок кибер-безопасности будет расти примерно в четыре раза медленнее, чем мировой. Основной причиной столь медленного роста аналитики считают неэффективное регулирование, и без значительных изменений к 2025 году объем рынка составит не более 21 млрд руб.
J’son & Partners Consulting выделила следующие основные драйверы роста мирового рынка кибербезопасности:
- Рост объема обрабатываемых и хранимых на всех видах компьютерных устройств данных в сочетании с ростом разнообразия этих устройств и приложений;
- Интеграция технологических и бизнес-приложений, общий тренд на слияние физических и виртуальных сред;
- Распределенный характер новых приложений (клиентская и серверная часть находятся в разных сетях и территориально распределены);
- Рост разнообразия и интенсивности кибер-угроз.
Драйверами опережающего роста облачных сервисов кибербезопасности являются:
- Быстрый рост количества пользователей облачных приложений и сервисов, перенос бизнес-критичных приложений в публичные и гибридные облака;
- Рост доли шифрованного трафика в WAN, что усложняет его инспектирование;
- Необходимость глубокой аналитики в режиме реального времени, вызванной ростом данных в облачных средах;
- Низкий уровень проникновения современных классических средств обеспечения кибербезопасности, в связи с чем многие организации выбирают модель сервисов по подписке.
Очевидно, что обеспечение безопасности гибридных облаков, представляющих из себя распределенную систему, невозможно без взаимодействия со средствами защиты каналов связи, которые связывают все эти компоненты в единое целое. Ключевую роль в решении этой задачи играет сквозная изоляция трафика приложений. Вводится новый термин «Сквозной сетевой слой» в стандартизирующих документах 3GPP:
Наличие дата-центров на границе сети (Multi-Tenancy Edge Computing — MEC) в составе элементов, формирующих сквозной слой, позволяет размещать чувствительные к задержкам функции безопасности (например, межсетевое экранирование) в непосредственной близости к защищаемым объектам, при этом снижается нагрузка на сетевом слое:
В вышедшем в 2020 году 16-ом релизе стандарта 5G 3GPP вводит метрики более высокого уровня — доступности и безопасности, наряду с привычными метриками пропускной способности и задержки. Анализ первых проектов с использованием 5G показал, что требования к кибербезопасности в них предъявляются более жесткие, чем в стандартных системах. Новые системы применяются в энергетике, транспорте и промышленном производстве непрерывного цикла. Это рождает спрос на новые функции безопасности и отчасти объясняет более быстрый рост этого сегмента рынка.