Часто ли в современной прессе можно встретить интервью женщин именитых преступников? Нет. Как и 25 лет назад. Поскольку тема специфическая, а федеральные СМИ после того или иного эксклюзивного интервью так смакуют и перевирают фактическую составляющую, что не только бывшие подельники или потерпевшие начинают "возбуждаться", но и разного рода государственные организации вдруг вспоминают о том что они в принципе должны отрабатывать бюджетные деньги и со всей силой отрабатывают их на женщине, которая полюбила бандита, да еще и замуж за него вышла.
Но что самое удивительное, если приблатненный элемент с баблом и связями там, сям и прочее - вряд ли по вашей жизни проедутся бульдозером. А если ваш мужик чалится на зоне или вообще на ПЖ, тут без гарантий. Доброжелатели начнут "писать" в разные инстанции, придумывать всевозможную "дичь". Инстанции начинают тоже реагировать на донос: к примеру, захотят и детей пытаться отобрать, а про федеральные СМИ я вообще молчу: вот так несложно придумывать дурацкие инфоповоды с подозрениями о вашей "неадекватности".
Героиня следующего интервью в итоге всё же покинула пределы РФ (не знаю, вернулась или нет), не из-за СМИ или организаций, нет (тогда и СМИ было полиберальнее, а организациям... не знаю, в те годы такое ощущение, что они были только на бумаге). В общем, 90-е во всех красках.
***
Ровно 25 лет назад вышло интервью жены вора в законе Елены Дгебуадзе по факту его koнчины. Среди своих её называли "Рыжая". Несколько лет она делила супружеское ложе с вором в законе Бадри Дгебуадзе, а 18 ноября 1995 года стала вдовой. "Ну и что, - отрежут некоторые, - жалости к жене преступника не дождетесь!" Дело не в жалости: криминальная сфера стала настолько "вжитой" частью общества, что представляет уже вполне прикладной интерес. Ведь понимать психологию тех, кто, возможно, живет с вами через стенку, иногда бывает полезно.
-Лена, вы знали что за человек предложил вам руку и сердце?
-Хм, с Бадриком мы были знакомы всю сознательную жизнь. В детстве я ездила в Зугдиди, там и сдружились с бойким мальчишкой. Мне тогда было, по-моему, 7 лет. К 11 мы уже просили родителей о помолвке. Но моя мама воспротивилась: "Вы даже игрушки поделить не можете". В его семье все внимание доставалось младшему брату Гие, он потом закончил журфак в Тбилиси. А Бадрик рос этаким "гаврошем". Переехав в Москву к тетке и вскоре сел за мошенничество с автомобилями. Через 5 лет вышел. Об этом я узнала в Германии, засобиралась, но застать его не успела: Бадри дали тут же 13 лет за разбой.
-Как вы жили все это время, чем занимались?
-Чем? Баскетболом. Я ведь мастер спорта. Тренировалась у Евгения Гомельского, выступала за "Динамо", сборную Союза. Дома два десятка медалей валяется.
-И 13 лет ждали?
-Во-первых, не 13: Бадрика через 7 лет актировали из-за туберкулеза. Причем возили по всему Союзу, но больше полугода он ни в одной зоне не задерживался. Кому охота иметь под боком "авторитета"? Так что почти весь срок он отбыл в Москве на пересылке. Во-вторых, в каком-то смысле - да, ждала, хотя первый сын Володя не от него. Но позже Бадри его усыновил. Вова не просто звал мужа папой, а верил, что так оно и есть.
-Когда вы узнали, что живете с вором в законе?
-В 91-м году он освободился. Два года я не спрашивала, откуда что берется. Но когда забеременела, заявила напрямую: "Бадрик, если ты опять взялся за свое , то давай разойдемся сразу. Я не хочу с двумя детьми на руках искать тебя по тюрьмам". Он ответил: "Мне не надо грабить или впрягаться в разборки. Я - вор в законе". Оказалось короновали его русские воры во время второй ходки. Я все поняла, не маленькая.
-Значит, жизнь за спиной такого мужа и жить, ни в чем не нуждаясь - предел мечтаний?
-А как жить? На мизерную пенсию спортсменов? Да и то, как многим спортсменам-чемпионам, мне и ее просто не платили. До замужества я немного фарцевала, потом работала в винном магазине. Это жизнь? И потом слово "любовь" вам ни о чем не говорит? Обычно жены воров - "подай, принеси". А для Бадри я была прежде всего любовницей. Страшно меня ревновал. Если говорю по телефону с мужчиной, тот обязательно должен был прийти в дом, чтобы муж мог убедиться: здесь чисто дружеские отношения. Так у нас в гостях перебывало множество известных спортсменов-динамовцев.
-Кто заведовал кошельком?
-О, это бремя мужа. Но соболей и фраков не водилось. У меня очень умеренные потребности. А Бадрик любил костюм-двойку, строгий галстук и белую сорочку. Такой молодой человек из "белых воротничков". Сын так и говорил: "Мой папа - менеджер". Конечно, о настоящей профессии папы он ничего не знал.
-И что папа ходил на работу?
-Раза два в неделю. Перед этим, как правило, звонили его земляки. Назначали встречу. Жаловались: у одного машину отняли, у другого - магазин, на третьих солнцевские наехали. В таких случаях, Бадри не мог отказать. Разбирался и обходилось миром. Он никого не боялся. Его боялись.
-А вас ? Говорят, "первые леди" иной раз на равных в воровских сходках участвовали.
-Что вы. Бадри старался не перекладывать на меня свои проблемы. Максимум на что его хватало, - это попросить, чтобы я по-женски, что ли, оценила того или иного знакомого. Червоточину в человеке я замечаю сразу. И он прислушивался.
А вообще у него были две основные привязанности: дом и машина. Если не вылизывают с сыном автомобиль, то сидят у телевизора за футбольным матчем или играют в электронные игры, идут в лес или каток. Читал много, особенно книги про индейцев.
-Неужели ничто не нарушало семейную идиллию?
-Впервые я испугалась за мужа, когда в октябре зactreлили Сергея Морозова из коптевской группировки. За год-два её истребили почти всю: Корнеев, Малышев, Наумов. Спились братья Девяткины. Бывшие борцы, я их с детства всех знала - в одной спортивной школе занимались. Тогда Бадри и сказал: "Получается я в Коптеве последним остался?" Ты-то тут причем спрашиваю. "Но я же здесь живу". Его беспокоило то, что придется брать под себя осиротевший район.
И вот Бадри ybiлi. Кому он мешал? Конкурентам, милиции - не знаю. А может кого-то не устраивал наш отъезд в Арабские Эмираты.
-Вы собирались за границу?
-Да в конце года (ред.*1995 ). Тамошний коммерсант, золотой магнат приглашал к себе. Я так поняла, что он хотел открыть в России несколько магазинчиков "Восточные сладости" и Бадри мог бы ему обеспечить "крышу". Шел разговор о торговле золотом, но от этой идеи бизнесмен отказался: налетят госчиновники, спецслужбы. Сами знаете.
-Бадри нет. Ваша жизнь теперь изменится?
-Думаю, придется уехать. Большинство тех, кто роем вился вокруг мужа - сегодня, когда его нет, просто забыли наш телефон. Помощь предложили единицы. В их мире мало порядочных людей. Они скорее о себе дадут знать, если надумают "выставить", т.е. сорвать куш с вдовы вора. Но меня волнует другое, как объяснить сыну, почему он не может поехать на могилу отца.
Версия защиты.
О том, что у мужа есть пистолет, Лена знала. Но грозить им миллиционерам? У своего дома? Это по мнению вдовы нонсенс. Защита убеждена, что в Бадри сtpeляли до приезда милиции.
Интервью брал Игорь Панков, ноябрь 1995 года.
P.S. странные отношения в семье были... раз Елену никто ни во что не ставил...Но и не поехать сразу к мужу в больничку - это не меньшая странность (наверное, можно было вызвонить няню, чтобы та посидела с детьми, пока жена бы съездила в больничку к мужу). Хотя о чем я, если девушке не нравилось работать за "гроши"...