Несмотря на самый разгар отчетного периода, а соответственно и приближающиеся сроки расчета налогов и сдачи отчетности, мы обратили внимание на различие в подходах при налогообложении доходов ИП на общем режиме налогообложения.
Есть у нас предприниматели на общем режиме, и для них мы как раз и начали рассматривать этот вопрос. Конечно, как всегда не обошлось без споров и выискивания правды среди сложностей законодательства.
Сейчас, когда предприниматели должны платить НДФЛ ежеквартально, а не ежегодно, как было раньше, для нас как бухгалтеров эта тема приобрела новую актуальность.
Обложение НДФЛ у ИП отличается от обложения налогом по УСН и от налогообложения по налогу на прибыль для организаций. Налоговики считают, что облагать налогом мы должны все доходы предпринимателя, которые им были фактически получены в денежном или натуральном выражении, вне зависимости от того была реализация или нет. Это означает, что пришли предпринимателю деньги на расчетный счет или в кассу - учитывай доход при расчете в НДФЛ.
Получается как-то несправедливо, расходы учитывай только те и также как по налогу на прибыль, но сначала оплати поставщику. Оплати поставщику, прими товар или услугу на учет, реализуй этот товар, а уж только потом включай в расход. При этом напомним, что ИП, который работает на НДФЛ, убытки на последующие периоды переносить не может.
Вот и получаются печальные ситуации.
Если предприниматель получает деньги за товар, который пока не реализован, допустим в 2020 году, то с него он должен заплатить НДФЛ. При этом раз товар пока не реализован, то расходов у предпринимателя быть не может. В следующем году, допустим в 2021 году, предприниматель реализует товар и вот теперь он имеет право отразить расход. У предпринимателя убыток, который перенести он на следующие периоды не может. Вот и итог. С дохода НДФЛ заплатил, а в расходах ничего не учел.
Или другая ситуация, предприниматель получил аванс по договору в 2020 году и заплатил с нее НДФЛ, а в 2021 году договор расторгли и аванс предприниматель вернул. НДФЛ заплатил, а по факту никакого дохода не получил.
Суды понимают такую ситуацию и при обращении предпринимателей в суд встают на сторону налогоплательщика. Предприниматели настаивают, если уж доходы включаем по "кассовому методу", в момент поступления денежных средств, то и расходы включаем по "кассовому методу", т.е. достаточно оплаты товара поставщику и получения этого товара. Ну а если расходы включать по мере реализации, т.е. выполнять все три условия (оплата товара, прием на учет и реализация покупателю) как требуют налоговики, то уж тогда и доходы должны учитываться только в момент реализации вне зависимости от оплаты.
Но многие ли пойдут в суд? А кто-то и не разбирается особо, получил требование о том, что авансы не были включены в доход, повозмущался и сделал как требует налоговая инспекция, авансы включил и НДФЛ доначислил, ну и пени со штрафом.
Конечно мы предпринимателям объясняем этот нюанс и два существующих противоположных мнения, но, как правило, разборками заниматься никто не хочет, а значит включают они в доходы суммы в момент поступления денег на счета, а в расходы тогда, когда выполняются все три условия. Из-за несовершенства системы предприниматели несут убытки. Мы можем лишь напомнить, что в такой ситуации суды поддерживают предпринимателей в том числе Верховный и ВАС суды РФ.
Сталкивались с такой ситуацией. Будете отстаивать свою точку зрения в суде?