Найти в Дзене
Две Войны

От хронических алкоголиков до честных офицеров - как менялся образ белогвардейцев в советском кино

Оглавление

Извечный образ врага в советском кино – это белогвардейцы, то и дело «выползающие» из своих укрытий и мешающие коммунистам строить светлое будущее». Даже малые дети знали, что «беляки» – злыдни, от которых надо прятаться.

Но не всегда образ белого офицера давался в отрицательном ключе. И особенно актуальным это стало в последние годы. А каким образом происходила эволюция (реабилитация) Белого движения в советском и российском кинематографе?

Образ белогвардейца 20-30-х годов

В советской «эпохе немого кино» даже к производству фильмов был свой подход – агитационный. И трактовка всегда однозначна: белое и черное, плохое и хорошее. Соответственно, белые всегда изображались в плохом ключе: реакционерами-монархистами, иностранными шпионами, подлыми, во всех отношениях неприятными людьми.

Ведь руководители советского кино были кто? Члены РСДРП М.Рютин, Б. Шумяцкий и С. Дукельский. Все военные. Участники Гражданской войны и Красного террора. Такое отношения к образу участников Белого Движения можно понять: недавно отгремела Гражданская Война, в стране бушевали бунты, а неоднозначные характеры белогвардейцев в кино могут посеять "неправильные" мысли в умах обманутых крестьян. Именно поэтому кино использовалось как инструмент пропаганды.

Образ белогвардейца в кино был карикатурным, даже часто условным. И были настолько жалкими, что их могли победить советские дети. Только одно исключение – картина «Сорок первый» 1927 года режиссера Я. Протазанова. Но вот в 30-е образ «белого» врага постепенно обретает четкие границы, что особенно заметно в фильме «Чапаев».

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин» 1925 год.
Кадр из фильма «Броненосец Потемкин» 1925 год.

«Сталиниана» в 40-годы

И. В. Сталин начал следить за выходом фильмов уже давно. А с 1935 года вождь еженедельно смотрел только что отснятые ленты и давал «добро» на выход в массы. И тогда же, чтобы труды актеров и режиссера не прошли зря, фильмы стали снимать только по планам, утвержденным Политбюро и Совнаркомом.

Тогда белогвардейцев сменили эсеры, троцкисты («Оборона Царицына»), басмачи («Тринадцать») и военспецы. Возросли требования к правильному кино: нужно было восхвалять Сталина. Действовала жесткая цензура вплоть до расстрела. За 1932-53 годы сняли около 400 кинокартин, где упоминались события Гражданской войны.

Такой подход тоже вполне ясен. На мой взгляд, во время правления Сталина, угроза белогвардейцев стала неактуальной. На место главного врага претендовали троцкисты, нацисты и капиталисты, а остатки Белого Движения стали уходить на второй план.

Белый офицер. Кадр из фильма 1937 года «Чапаев»
Белый офицер. Кадр из фильма 1937 года «Чапаев»

Советское кино 50-60-х годов

В годы, когда шло восстановление государства после ужасов Второй мировой войны, в кино образ Белого движения практически исчез. Ему на смену пришли немцы, как самые главные злодеи всех времен и народов. Поэтому разница между большевиками и белыми несколько сгладилась.

После смерти вождя народов стало легче снимать фильмы. В конце 60-х вернулись образы типичного белогвардейца – злодеев и подлецов. Таков был запрос «Госкино». В это время сняли всем известных «Неуловимых мстителей», «Бумбараш», «Железный поток» и многие другие картины.

Белые предстали перед зрителями хроническими алкоголиками, которые купались в роскоши и праздности, живя за счет бедного народа. Их можно было найти в кабаках, бильярдных и кабаре. Но и среди них в 60-х годах стали попадаться уже не такие однозначные типажи. Появилось уважение к офицерам, орденам и погонам.

Белогвардейцы из «Неуловимых». Кадр из фильма.
Белогвардейцы из «Неуловимых». Кадр из фильма.

«Служили два товарища»

Фильм снят в 1968 году режиссером Е. Кареловым. Я особо хочу отметить эту картину, так как она очень сильно разрушила стереотипы о Белом движении, сложившиеся за полвека в кинематографе. Да и в сознании русских людей.

Главный герой предлагает:

«Кино — это большое дело! Кино! „Женщину-вампира“ видел? „Сказки любви роковой“… Сидишь и обмираешь… Но мы с тобой будем снимать совсем другое. У меня какая идея. Заснять всех наших красных героев, их революционную доблесть и славу».

Однако перед зрителями предстали такие вот большевики: красноармеец Карякин – глуповатый фанатик, разжалованный за неуважение к дисциплине и комиссарша, без суда и следствия приговорившая к расстрелу неизвестно сколько человек. Зато белогвардеец Брусенков (сыграл В.Высоцкий) – храбрый, честный и верен тому, кому когда-то присягнул. Но потеряв Россию, он застрелился, так как потерял самого себя.

В. Высоцкий в роли белогвардейца Брусенкова. Фото в свободном доступе.
В. Высоцкий в роли белогвардейца Брусенкова. Фото в свободном доступе.

Период 70-х годов

В это время стали появляться смягченные трактовки Гражданской войны. До сих пор оставался образ террора по отношению к низшему классу со стороны белых. Но он рисуется уже как бы вынужденным, временным, а порой и ошибочным.

Одновременно закладывался стереотип: крестьяне с воодушевлением принимают все идеи большевизма. А интеллигенты и дворянство сомневаются: они боятся войны, голода и террора ( о реальном сравнении белого и красного террора можно читать здесь). Но в итоге и они приходят к мысли, что красные шли на репрессии, исходя из соображений о грядущем благе людей («Хождение по мукам» - 2-я экранизация). В этих кинолентах особенно яро прославлялись чекисты, которые честно репрессировали всех, кто был враждебен трудящемуся классу.

80-е годы: начало перестройки

Снова образ меняется: белогвардейцы теперь не всегда грубияны с неприятными манерами. Среди них стали чаще попадаться обаятельные и интеллигентные личности, с красивым лицом и правильно поставленной речью.

Но вот цели у них все равно остались прежними: насилие, обман и подкуп. Они хотят с помощью Запада вернуть империализм. Есть и положительные вариации: привлекательные герои-белогвардейцы оказались случайно в самом водовороте Гражданской войны и стремятся исключительно к сохранению своих ценностей.

Кадр из фильма «Срочно… секретно. Губчека» 1982 год.
Кадр из фильма «Срочно… секретно. Губчека» 1982 год.

Развал СССР и кинематограф 90-х

В это время появилась возможность поднять такие темы, которые прежде категорически запрещались в кинематографе. Появилась концепция "братоубийственной" Гражданской Войны ,а идеология, порождающая братоубийственную войну – это трагедия, которой нет места на земле.

Снимали фильмы, которые осуждали убийство с любой стороны, будь оно индивидуального или массового характера. Первую попытку реабилитировать Белое движение сделал Г. Рябов в картине «Конь белый», снятой в 1993 году. Здесь зрители впервые увидели блестящего русского офицера, адмирала А.В. Колчака в положительном ключе.

Кадр из фильма о Колчаке «Конь белый»
Кадр из фильма о Колчаке «Конь белый»

Фильмы, снятые в 2000-е годы

Продолжается тенденция к реабилитации белогвардейцев. Развивается концепция о том, что ужасы Гражданской войны превратили людей в палачей и жертв. Большинство большевиков превращается в персонажей с расшатанной психикой, которые жаждут власти. А борьба двух движений закончилась провалом белогвардейцев только потому, что такова судьба. И обстоятельства.

Критик И. Смирнов в 2008 году написал о фильме «Адмиралъ»:

«Потому как Гражданскую войну вели иконописные белые офицеры, а против них «нечто», которое со зверской мордой, сморкаясь одним пальцем, убивает ни в чем не повинных людей»

Теперь Белое движение стало неким романтическим эталоном. А персонажи, пытаясь сохранить свои убеждения и перенести сквозь тернии любовь к Родине, в гуще всех этих ужасов оказываются случайно.

К. Хабенский в роли адмирала Колчака. Кадр из фильма "Адмирал"
К. Хабенский в роли адмирала Колчака. Кадр из фильма "Адмирал"

Из современных фильмов я хочу отметить так же сериал "Крылья Империи". ТАм нет однозначной оценке красным и белым, да и в целом фильм поднимает очень актуальные и важные темы.

Разумеется, что большая часть белогвардейцев, за очень редким исключением, это порядочные и честные офицеры, которые до конца были верны своей присяги. Но мораль моей статьи в другом, ведь на этом примере мы видим, как быстро герои и злодеи могут меняться местами...

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, с чем связано изменения образа белогвардейцев в кино, в положительную сторону?