7 января 1944 г. лейтенант Долгов 525-го штурмового авиационного полка 2-й воздушной армии ведя разведку на самолёте Ил-2 обнаружил на станции Шепетовка 15 эшелонов с войсками, танками и автомашинами противника.
Командир полка майор Ефремов принял решение нанести удар по станции семью Ил-2 с пушками НС-37 во главе с лейтенантом Долговым.
На задание вылетели в плохих метеоусловиях, видимость была 2 км, в условиях облачности, нижняя кромка облаков начиналась с 400 м. Поэтому вылет произвели без истребителей, так как исключались действия вражеской авиации.
Семерка летела плотным "клином" над крупными лесными массивами. Штурмовикам приходилось лететь через густой снег и при этом не нарушать боевой порядок.
Группа вышла немного севернее Шепетовки, снег залеплял стекла кабины. Долгов скомандовал: "Плотнее подтянуться! Идем дальше!"
Пройдя немного вперед Долгов развернул группу и перестроил ее в правый "пеленг". К моменту выхода на цель небо над Шепетовкой открылось.
Илы подошли к станции с северо-запада на высоте 600 - 700 м, по команде ведущего эшелоны были атакованы одновременно всей группой с планирования. Цель начинали обстреливать с 600 - 700 м и до 100 м цель обстреливалась пулеметно-пушечным огнем, а при выводе из планирования были сброшены противотанковые бомбы. Замыкающая пара подавляла зенитный огонь противника.
Из-за успешной атаки начали взрываться вагоны с боеприпасами, загораться и взрываться цистерны с горючем.
Когда экипажи вернулись, они доложили, что было повреждено и уничтожено до 30 вагонов, 30 пехотинцев, наблюдали взрывы и пожары в эшелонах.
16 февраля 1944 г. результаты штурмовки исследовала специальная комиссия штаба 2-й воздушной армии в присутствии помощника командующего ВВС Красной Армии по воздушно-стрелковой службе генерал-майора Рафаловича. Были осмотрены места ударов штурмовиков, опрошены работники станции Шепетовка и местные партизаны. Было установлено, что от взрыва трех вагонов с боеприпасами были разрушены пять смежных путей, вагоноремонтное депо и ряд станционных зданий. На месте взрыва образовалась большая воронка. Взрывной волной вагоны, платформы и танки были отброшены на соседние пути. Взрывы и горение продолжались непрерывно 3,5 часа.
На станции было сосредоточено 14 эшелонов, в том числе с два санитарных и три с войсками, все они были уничтожены.
Комиссия отмечала: "И по настоящее время на станции валяются обгорелые трупы немецких солдат и офицеров, лошадей и имущества, груды обгорелой и развороченной военной техники и вагонов".
Немцы ликвидировали последствия взрывов и пожаров больше месяца, но восстановили только два пути.
За нанесение такого мощного удара ведущий группы заместитель командира 1-й эскадрильи лейтенант И. М. Долгов был награжден орденом Суворова III степени, замполит полка майор Н. В. Шаронов – орденом Отечественной войны I степени, мл. лейтенанты Л.А. Брескаленко, А.С. Косолапов, Г.В. Пастухов, Н.И. Родин и лейтенант И.В. Ухабов – орденами Красного Знамени.
Спасибо за прочтение.
Источники : Растренин О. Главная ударная сила. Скоморохов Н. М., Чернецкий В. Н. Тактика в боевых примерах: Авиационный полк. — М.: Воениздат, 1985.