Найти в Дзене

Сюрреалистические сокровища в примечаниях книги Чайны Мьевиль "Последние дни нового Парижа"

Обложка книги. Яндекс-картинки
Обложка книги. Яндекс-картинки

Книга Чайны Мьевиль - настоящий подарок для тех, кто любит сюрреализм. В альтернативной реальности этой книги оживают персонажи картин и рисунков сюрреалистов, и эти персонажи являются полноценными действующими лицами действия.

Но я даже не ожидала того, насколько меня порадовали примечания, составленные автором. В этих примечаниях Чайна дает читателям знать, откуда, то есть с какой именно картины, взялся тот или иной персонаж. Конечно, было бы идеально, если бы издатели вставили в текст книги репродукции этих художников, ожившие персонажи которых появляются в действии. Но увы. Кое-что я, конечно, опознавала по ходу чтения, потому что хорошо помню, например, картины Ремедиос Варо или Макса Эрнста. А если, читатель, допустим, с сюрреализмом знаком неблизко? Девяносто процентов великолепия этой книги пройдет мимо него.

У меня сюрприз для любителей сюрреализма и для тех, кому понравилась книга. Я провела несколько упоительных вечеров, изучая примечания и разыскивая иллюстрации, указанные там. Таким образом я даже открыла для себя новых сюрреалистов, что, конечно, стало дополнительным бонусом.

Приведу кое-какие выдержки из примечаний вместе с иллюстрациями:

  • "Это Вело!" Женщина-велосипед происходит из рисунка чернилами "Я любительница велосипедов", выполненного Леонорой Каррингтон в 1941 г.
Леонора Каррингтон. "Я  любительница велосипедов". С сайта   www.wikiart.org.ru
Леонора Каррингтон. "Я любительница велосипедов". С сайта www.wikiart.org.ru
  • Пока все не сводили глаз с черной добродетели за окнами.
Роберто Матта. "Черная добродетель". С сайта   www.wikiart.org.ru
Роберто Матта. "Черная добродетель". С сайта www.wikiart.org.ru
  • Есть вещи похуже садовых ловушек для самолетов.
Макс Эрнст. Садовая ловушка для самолетов.С сайта   www.wikiart.org.ru
Макс Эрнст. Садовая ловушка для самолетов.С сайта www.wikiart.org.ru
  • Стайки коммивояжеров с крыльями летучих мышей и дам.
Один из цикла коллажей Макса Эрнста, "Неделя доброты", 1943 г. С сайта   www.wikiart.org.ru
Один из цикла коллажей Макса Эрнста, "Неделя доброты", 1943 г. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Огромные подсолнухи пустили корни повсюду.
Доротея Таннинг. Маленькая ночная серенада. 1943 г. С сайта  www.wikiart.org.ru
Доротея Таннинг. Маленькая ночная серенада. 1943 г. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Ползают человеческие руки, торчащие из спиральных раковин.
Дора Маар. Без названия. 1934 год. С сайта  www.wikiart.org.ru
Дора Маар. Без названия. 1934 год. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Невероятный гибрид башни, человека... Фигура в шлеме, воплотившая изысканный труп, созданный в 1927 году Андре Бретоном, Маном Реем, Максом Морисом и Ивом Танги
Андре Бретон, Жаклин Ламба, Ив Танги. Изысканный труп 1927 г
Андре Бретон, Жаклин Ламба, Ив Танги. Изысканный труп 1927 г
  • Полынные луга, гладкие альпийские пейзажи, похожие на провисающие складки ткани... География преобразована в соответствии с некоторыми картинами Кей Сейдж.

Вот эту художницу я как раз открыла для себя благодаря примечаниям к книге Чайны Мьевиль, и ее творчество просто великолепно, оно запало мне в самую душу, вот несколько картин:

  • Под одним из фонарей - ночь.
Рене Маггитт. Империя света. 1949 г.
Рене Маггитт. Империя света. 1949 г.
  • За ним наблюдает видение глазами мармозетки.
Валентина Гюго. Сон 21 декабря 1929 года. С сайта  www.wikiart.org.ru
Валентина Гюго. Сон 21 декабря 1929 года. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Злобный десятиногий паук Редона.

Этого паука я узнала без дополнительных поисков, так как обожаю творчество Редона, которого многие считают одним из предтечей сюрреалистов. И конечно, для меня особая радость добавить его работу в этот сюрреалистический ряд:

Одилон Редон. Улыбающийся паук. С сайта  www.wikiart.org.ru
Одилон Редон. Улыбающийся паук. С сайта www.wikiart.org.ru
  • К таким аккуратным остовам Дельво... или распростершимся скелетам Мальо.
Маруха Мальо. Логово ископаемых. С сайта  www.wikiart.org.ru
Маруха Мальо. Логово ископаемых. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Ложечку, покрытую мехом...
Мерет Оппенгейм. Чайный меховой прибор. 1936 г.Мерет Оппенгейм. С сайта  www.wikiart.org.ru
Мерет Оппенгейм. Чайный меховой прибор. 1936 г.Мерет Оппенгейм. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Марионетка из растительных волокон и цветов.
Ремедиос Варо. Растительные марионетки. 1938 г. С сайта  www.wikiart.org.ru
Ремедиос Варо. Растительные марионетки. 1938 г. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Целебес
Знаменитый слон Целебес. Макс Эрнст. 1921 год. Галерея Тейт. С сайта  www.wikiart.org.ru
Знаменитый слон Целебес. Макс Эрнст. 1921 год. Галерея Тейт. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Пернатый шар размером с кулак.
Тойен (Мария Черминова). Предмет-призрак. 1937 г. С сайта  www.wikiart.org.ru
Тойен (Мария Черминова). Предмет-призрак. 1937 г. С сайта www.wikiart.org.ru
  • Крылатая обезьяна с глазами совы.
Доротея Таннинг. День рождения. 1942 г. С сайта  www.wikiart.org.ru
Доротея Таннинг. День рождения. 1942 г. С сайта www.wikiart.org.ru

Это далеко не все иллюстрации к примечаниям в книге Мьевиль, а лишь начало и то, что мне удалось обнаружить в сети. И в процессе поисков я лишний раз убедилась, что сюрреализм - одно из самых вдохновляющих направлений в искусстве. И к тому же захотелось заново прочитать собственно, саму книгу "Последние дни нового Парижа".

Повторюсь, было бы лучше, если бы издатели сами постарались и включили в текст книги все эти великолепные работы художников-сюрреалистов, тем более что они имеют самое прямое отношение к тесту и лишь украсили бы роман Чайны Мьевиль. Ну а так - имеем что имеем, и желающим влезть в это поглубже, таким, как я, придется поиграть в Шерлока Холмса и поискать соответствия самостоятельно в Интернете. Найти, кстати, удалось далеко не все, а жаль.

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что эта статья была интересна тем, кто любит творчество Чайны Мьевиль и сюрреализм!