От ошибок никто не застрахован, да и ситуации бывают разные. Если собрать информацию и проанализировать её, то истина будет уже ближе… Давайте разбираться!
Чтобы не плодить небылицы… обратимся к цифрам
По факту небылицы вводят окружающих в заблуждение, но найдётся человек, который будет в теме и всё разложит по полочкам.
Рассказ одного водномоторника. На моторе, «раздушенном» до «пятнашки», я развил скорость 50 км/ч. Лодка длиной 4 м, НДНД, винт условно скоростной (13 шаг), вес пилота в одежде – 90 кг. Небылица? Это реальная ситуация, и скорость указана верно. Объясняется всё это достаточно просто. Здесь сработало удачное стечение обстоятельств: благоприятные погодные условия, холодная вода, неглубокое место (1,5-2 м), отсутствие течения, опытный пилот. И эта ситуация может неоднократно повторяться при совпадении всех перечисленных условий. Но для большинства пользователей такая скорость является явным перебором, и для решения обыденных задач их вполне устраивают35-40 км/ч. Но надо понимать, что такие данные не являются удивительными – они взяты из реальной практики.
Немного о грузоподъёмности
Делая расчёт какой вес можно вывести на глиссирование, для днища НДНД можно принять для расчёта не 30 кг, как для обычной надувнушки, а все 35-40 кг на одну лошадиную силу. Для маленьких лодок с надувным днищем эта цифра может доходить до 50 кг.
Рассмотрим пример: возьмём мотор мощностью 15 л.с., который может вывести на глиссирование 450 кг (15 л.с. × 30 кг), если будет задействована надувная лодка с пайольным днищем длиной 3,8 м. Считаем: лодка 80 кг, мотор 36 кг, бак с топливом 14 кг – в сумме получим 130 кг; 450 – 130 = 320 кг полезной массы. Правильно сконструированной лодке вполне «по плечу» вывести на глиссирование такой вес, естественно, при благоприятных погодных условиях.
А вот для днища НДНД подойдут другие данные, и вместо 450 кг можно применять расчётные 525 кг (15 л.с. × 35 кг). И тогда полезной массы получится взять на 75 кг больше. Я намеренно не привожу названия лодки и мотора, а также применяемый винт, так как на рынке были реализованы сотни тысяч единиц и лодок, и моторов, но могу из личной практики подтвердить, что такие значения у нас получались не только в расчётах – они проверены на практике. Причём реально получить и большие цифры!
Подбор винта
Можно сделать примерный расчёт скорости, зная шаг винта. Понятно, что это усреднённый расчёт, а для каждого тандема «лодка + мотор + загрузка» надо делать индивидуальный . Но, тем не менее, зная формулу, попробуем. Рассмотрим для примера винт с 10 шагом.
Пример не привязан к определённому мотору. Возьмём условные данные. Например, нам известны максимальные обороты двигателя, достигающие 5500 оборотов в минуту. Мы также знаем редукцию, она составляет 2,08:1.
5500 ÷ 2,08 = 2644. Такие обороты совершает винт. Мы знаем, что винт 10 шага имеет размер 10” (1” равен 2,54 см), значит 10 × 2,54 = 25,4 см. Такое расстояние винт пройдёт за один полный оборот. Делаем расчёт скорости: 25,4 × 2644 = 67157,6 см/мин. Но нам нужны км/ч. Для этого 67157,6 ÷ 1667 = 40,3 км/ч.
Так же можно сделать расчёт для 11 и 12 шага – получим 44,33 и 48,36 км/ч. Но мы должны ввести поправочный коэффициент, потому что в воде винт проскальзывает. Отберём 10% на потери.
10 шаг: 40,3 – 10% = 36,3 км/ч.
11 шаг: 44,33 – 10% = 39,9 км/ч.
12 шаг: 48,36 – 10% = 43,5 км/ч.
Как вы понимаете, для того чтобы сделать замеры, нам понадобятся исправный мотор, прошедший обкатку не менее 100 часов, тахометр и прибор GPS/ГЛОНАСС, который может замерить скорость (навигатор, смартфон, смарт-часы).
Полученные цифры являются лабораторными, и для расчёта взяты максимальные обороты, до которых ещё надо раскрутить двигатель. Поэтому каждый может произвести собственныйзамер для своеготандема. Примечание: винт должен пройти проверку на шаговой горке либо её аналогах; верить надписи на нём – во многих случаях добровольно обманываться!
Вывод
Если вам хочется добиться максимально возможной скорости и вы уверены в вашем моторе и лодке – надо подбирать винт.
Обратите внимание, что четырёхлопастные винты, несмотря на заявленный шаг, при сравнении с трёхлопастными будут отличаться по оборотам. Например, четырёхлопастной винт 10 шага примерно покажет такие же обороты, что и трёхлопастной винт 11 шага. Такая особенность. А вот по характеру они будут отличаться существенно.
Заказывать винт в Поднебесной – игра в рулетку: никому не известно, из какого он сделан материала и соответствует ли заявленному шагу.
И не надо забывать об одной поговорке – «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» Пробуйте, испытывайте и ищите ответы на свои вопросы!
Автор: Андрей Спирин
Также читайте статьи:
- Оптимальный подвес мотора. Приглашение к настройке
- Проверьте свои обороты
- Автопилот на надувнушке
Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP
Если вам понравилась эта статья, ОБЯЗАТЕЛЬНО ставьте лайк. Ну и конечно не забывайте оставлять комментарии )