Вуль О.А., зав. кафедрой «Искусство интерьера» Балтийского института экологии, политики и права, преподаватель проектирования интерьера в СПб ГПУ и Международной школе дизайна.
Останавливаясь на теме очага в жилом пространстве, мы сталкиваемся с таким обилием вариантов, что невольно теряемся. В самом деле, очаг – тот элемент жилища, без которого невозможно представить себе человеческую цивилизацию. От эпохи первобытных костров до XXI века с его модными подвесными каминами очаг остаётся объединяющим центром, собирающим семью и друзей, служит символом покоя, надёжного крова и уюта. Нередко в интерьерах, где отсутствует возможность построить аналог очага, его смысловую роль берёт на себя плита и, соответственно, кухня. Не случайна российская традиция сбора семьи или компании именно на кухне: она продиктована не столько недавней теснотой малогабаритных квартир, сколько традиционным расположением обеденного стола в крестьянском доме на небольшом удалении от печи. Улучшение ситуации с покупкой и организацией жилья в последние годы привело к частому объединению кухонь и гостиных в единые пространства, в которых смысловым центром является камин, реже – печь, или имитирующие их декорации.
В русском крестьянском доме печь издавна служила как бытовым, так и сакральным центром, вмещая в себя отопительные, кухонные и обрядовые функции. Русская печь кормила, согревала, спасала от болезней жителей дома и укрывала мистического «хозяина» – домового. Суровый климат России привёл к использованию печи в качестве лежанки, появлению системы полатей: таким образом, печь являлась также и мебелью.
Огонь как смысловой центр интерьера в старинной, внепечной форме существовал в крестьянских домах Грузии, где была распространена система центрального расположения открытого очага под высоким пирамидальным сводом – «дарбази».
Ступенчато-винтовая структура брёвен кровли, укладываемых ярусами до отверстия в своде, обеспечивала свободный выход дыма, формируя планировочную схему жилища вокруг огня.
Изредка в современном интерьере загородного дома можно встретить экзотический аналог данной схемы – открытый очаг в полу.
Интересна культура применения голландских печей, прижившихся в России в петровские времена; от самых скромных функциональных образцов до роскошно украшенных изразцами произведений искусства, эти печи во многом сформировали облик жилого интерьера дореволюционной России.
В исторических районах Санкт-Петербурга «голландки» существуют до сих пор; многие из них находятся в рабочем состоянии.
Вслед за голландскими печами в русский городской и усадебный интерьер пришли камины, до сегодняшних дней являющиеся излюбленным смысловым акцентом при формировании жилого пространства.
Без преувеличения волшебное воздействие созерцания живого огня на психоэмоциональное состояние человека заставляет нас снова и снова, при первой же возможности, создавать в своём жилище домашний очаг – древнее «сердце дома», защиту, уют и что-то ещё, чего так не хватает обитателю современного мира.
Камин или печь?
Итак, решение принято: в вашем интерьере появится деталь, которая сосредоточит в себе его основное содержание, наполнит теплом и особенным, ничем не заменимым уютом. На чём же остановить свой выбор?
Конечно, решение во многом определяется функциональным назначением интерьера: печь логичнее размещать в загородном доме, а для города предпочтительнее камин. Однако такой взгляд несколько поверхностен и нередко основывается на устойчивых стереотипах.
Если ваша квартира находится в зоне исторической застройки, печь или камин уже могут в ней существовать. В этом случае вопрос касается согласования объекта для получения разрешения на его использование и его последующей реставрации. Бывает так, что печь не имеет какого-то специального оформления и просто облицована плиткой белого цвета. В этом случае, при соответствующем заключении эксперта об отсутствии исторической ценности, вы можете создать свой проект облицовки печи. Ваше решение поможет скромной печи превратиться в декоративный центр помещения, не уступающий каминной зоне.
В современной квартире, где дымоход предусмотрен проектом, может появиться элегантная печь западноевропейского типа, совсем небольшая, но имеющая весьма прихотливую форму, богато украшенную керамическим или металлическим декором.
Как и камин, печь в городской квартире сегодня предназначена, скорее, для создания определённой атмосферы, чем для отопления. Иное дело – в загородном доме, где красота должна подчиняться функциональным требованиям. Традиционно камины с высокими топками, где помещался целый костёр, строились в замках Англии и Западной Европы. Для холодной России характерна небольшая топка; акцент в каминах делается, таким образом, на отделке топки и фасада. В Санкт-Петербурге сохранились кое-где скромные и элегантные камины в подъездах, выполненные в стиле арт-нуво и облицованные поливной плиткой, рецепты которой разрабатывались русскими мастерами начала XХ столетия.
В современном коттедже нередко сочетаются системы центрального и печного отопления, хотя приверженцы истинно печного варианта (чаще – любители русских печей) порой отказываются от совмещённых схем. В этом случае, безусловно, камин функционально уходит на второй план. В то же время, соседствуя с домашней котельной или центральным отоплением, камин занимает прочную позицию в большинстве загородных домов, являясь сегодня уже не экзотикой, а почти обязательной деталью.