В сызранском централе я сразу был распределен в сектор "особиков" (приговоренных к особому режиму). В камере 56 было две "шконки" (кровати) и двойная дверь (металлическая толстая дверь + решетчатая дверь). Почему, не знаю. При приемке (распределении) мои документы изучал высокий майор, который все вздыхал и в итоге произнес: "У тебя конфликт с генералом Солодовниковым? Ему бы надо сидеть в соседней камере за Гошта". Причины такого спитча майора я не могу пояснить. По видимому, среди силовиков Сызрани гуляла какая то информация, о которой я не знал.
В секторе для "особиков" у меня начались маленькие бытовые проблемы. Во первых, на самарском централе я по запарке оставил кипятильник. В тюрьме это необходимость существенная. Пришлось обращаться к "обществу". Но тут меня удивило разительное отличие от Самары. На Самаре "дорога" (межкамерная связь с помощью веревок и нитей) на равных установлена с бээсными камерами. Бээсники участвуют в общетюремном "дорожном" движении. Это постанова Самарского СИЗО. А вот в Сызрани волевым решением Арсена (это лишь моя версия) бээсники отстранены от права на "дорогу". "Вы сами по себе, мы сами по себе"- как бы декларирует блатное общество. Ну да ладно.. Арсен сидел в соседней камере (54). Тогда я просто попросил на полчаса кипятильник с обещанием вернуть. В ответ тишина... Это уже существенный игнор. Даже в неспокойных 90-х такого не было. Но больше всего меня расстроило, что Арсен (кажется, его фамилия Микаелян)- хороший знакомый Коли "Жулика" (Николай Жаднов), моего знакомца. Жизнь кругла. Но все бывает...
В итоге, услышав о моих проблемах, откликнулась лишь одна камера (114), где содержались бээсники в общей камере (человек 7). Самарский полицейский Раф Гафин натянул со мной "дорогу" и передал кипятильник, мандарины и чай. "Вы сами по себе, мы сами по себе". Ну ладно.. Кстати, потом Арсена этапировали в башкирский лагерь ИК-16 и я встречал много парней, встречавшихся с ним и высказывающихся о нем доброжелательно.
Несколько месяцев я просидел в одиночке. И достаточно комфортно. Почему то всегда представлялось, что именно здесь сидел Григорий Котовский. Котовский в 1913 году, по некоторой информации, сидел в Сызрани. И почему бы не в этой же камере.. Когда я об этом спросил "Хохла" (сотрудник администрации из дежурной смены), то он был явно озадачен вопросом "кто это?".
В дальнейшем я был переведен двумя этажами выше в камеру, где находился бывший сотрудник линейного отдела Сызранского СУВДТ. Своеобразный арестант. Полный наркоман ("солевой"). Рецидивист. Незадолго до этой посадки освободился с "красной утки" (Нижний Тагил). Недолго погуляв, вынес из дома мотокосилку. Наркотики.. Отец, который взял ее в кредит и еще не рассчитался за нее, был в шоке и написал заявление на собственного сына (в итоге дали 3 года строгого режима). И вот этот субьект находился со мной в камере и рассказывал, как он "доблестно" нес службу в милиции (2010-2012 гг.), постоянно находясь под "солями". Однажды он вывел меня из равновесия.. От полной скукотищи он читал книгу Льва Толстого "Воскресение". Как то произнес: "Нормальный писака.. Интересно. И как этот писатель умудряется писать столь старым языком, как будто жил в те времена? А ведь современный писатель..". Я удивленно спросил: "А с чего ты взял, что он современный писатель?". На что он мне показал титульный лист книги и сказал: "Книга написана в 2008 году, в Москве". Я горько улыбнулся, посмотрев на год издания книги.. Таков уровень интеллекта многих бээсников. Ну а почему, собственно говоря, уровень образованности бээсников должен отличаться от среднегосударственного уровня образованности? Да и не отличники, как правило, идут работать в органы. В дальнейшем он как то поинтересовался у меня, видел ли я Валериана Куйбышева, когда он находился в Самаре... Неужели я так старо выгляжу?!
Раз уж я затронул тему книг, то выскажу критическое замечание. Места лишения свободы всегда славятся тем, что даже самые необразованные и маргинальные личности здесь приобщаются к книге. Время необходимо чем то "убить" и люди начинают читать. Некоторые именно в МЛС учатся читать, многие прочитывают именно здесь свои первые книги.. Потому библиотека занимает важное место в МЛС. По качеству и обьему библиотек можно судить о качестве тюрем и лагерей. Конечно, в тюрьмах арестантов не допускают непосредственно в библиотеку. Работает библиотекарь, который носит книги по камерам и принимает заказы на следующий приход. В самарском СИЗО эту работу выполняет зэк из хозотряда. В Сызрани этим занимается вольнонаемная женщина. Ну а что, при массовой безработице в провинциальном городке и эта ставка будет подспорьем для семейного бюджета. Когда я в определенный день попросил вызвать библиотекаря, то через какое то время открылась "кормушка" (окно в дверях) и мне предложили подойти.. Я приблизился и увидел по ту сторону дверей женщину, брезгливо косящую глазами в мою сторону..
- Библиотека..- проговорила нехотя она.
- Здравствуйте. Мне бы что нить из истории, политики. Желательно документальное. Не художественное. И по современнее..
Через час "кормушка" опять открылась, и мне библиотекарша, с опять же брезгливостью, передала книгу Гульбекова Джамасуттдина "Горно-Бадахшанский опыт аграрных переобразований в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в период коллективизации 30-х годов". Я ей информировал, что я не таджик и меня мало интересует этот опыт, на что она со злостью произнесла: "Я вижу, что не таджик. Читайте. Скоро это пригодится. Не нравится, не берите. Более ничего не принесла. Тогда через неделю приду..". Что этим хотела сказать уважаемая представительница сызранской интеллигенции, я так и не понял и неделю с ужасом изучал горно-бадахшанский опыт.
В этой же связи вспоминаю историю из ФКУ ИК-8 Башкортостана. Лагерь для бывших правоохранителей. В силу ряда обстоятельств, администрация в один момент запрещает посещение библиотеки "второходами" (рецидивистами). А это целых два отряда (на тот момент более 200 человек). И вот в отряд ходит библиотекарь- бывший преподаватель Саратовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, майор, сидел за взятку. Записывает заказы на книги и приносит их через несколько дней. Рецидивист Султанов (имеет высшее образование) ему заказывает: "Мне что нить из фантастики. Только посерьезнее. И современную". Экс-майор записывает и через 4 дня приносит.. книгу Каменских Н. "Фиксики. Большой секрет. Таинственная история о маленьких человечках". Султанов в шоке и справедливо восклицает: "Ты меня за дурака держишь?!". На что преподаватель ВУЗа для полицейских на полном серьезе отвечает: "Я сказал- читать! У меня студенты с этого все начинали..". И это на полном серьезе! Библиотекарь по прежнему ощущал себя преподавателем-майором!
С ним, кстати, и у меня была связана анекдотическая история. По моему заказу он мне принес Федора Достоевского "Братья Карамазовы". Но я вовремя заметил, что это был том 3-4. И попросил принести позже первые тома.. Ждал неделю. Наконец экс-майор довольный пришел и принес мне том 1.. Карамзина. На мой возмущенный вопль, он совершенно искренне ответил, что не знал, что это разные труды.... Вот такие библиотекари работают..
Но вернемся в Сызрань.. В то время, когда я находился в сызранском СИЗО, в этой тюрьме находилось много медийных персон. Миша Поладбеков постоянно по "дороге" проводил общение с женской частью тюрьмы. Бывший пэпээсник с Промышленного РОВД Алексей Ефремов выстукивал скоростную чечетку на прогулочных двориках. Где то рядом сидела "бээсница", работавшая медсестрой на ИК-6 (сидела второй раз, и оба раза за наркотики). Сидела команда "Тюменцева и Ко". Недалеко от меня находилась дочка Дохлого Кристина Загаринская (Павлова). Она читала книгу "Бандитская Самара", которую я ей передал. Кстати, с этой книгой связана еще одна история, которая повлияла на мое отношение к т.н. "очевидцам". Книга "Бандитская Самара" гуляла там по камерам. И вдруг мне как то приходит записка ("малява" на арестантском языке) примерно следующего содержания: "В главе... ты все лжешь! На "стреле" 1993 года.... первыми огонь открыли не дохловские! И там не было самого Дохлого! Он кололся на хате у Камазея. Я это как сейчас помню..". Ну что ж, я нормально отношусь к критике и возможно я и ошибся (сам свечу не держал). Автор подписался "Толик Мехзаводский. Камера.." (номер камеры). И уже через несколько дней, от сотрудников охраны я узнал, что в данной камере сидят лишь двое арестантов: старый таджик-гастарбайтер Махмуд и самарский парень Анатолий П. Он.. 1996 года рождения! Очевидец, млять.. Уже за все время нахождения в изоляции я встречал четырех "сыновей" Дохлого, двух детей вора "Китайца" и ... многочисленных племянников "Деда Хасана" (причем не только армян или ассирийцев, курдов или грузин, но и.. цыган, русских и башкир по национальности). Ну а что, хоть не скушно..
Застал я на сызранском СИЗО и самое интересное событие в моей жизни. Это выборы! Я, кстати, проголосовал за Марину Ерину. Так же, как и все мои соседи, по итогам моей агитации. Произошло и ЧП со мной на этих выборах. Нас вывели на "продол" (коридор), построили, и мы под наблюдением выстроившихся наблюдателей стали заходить в зашторенную кабинку для голосования. Когда подошла моя очередь и назвали мою фамилию, я спокойно зашел в кабинку и.. обнаружил, что нет ручки. Сообщив об этом окружающим, я услышал от представителя администации (им был зам. по БОР СИЗО): "Ну вот! Тюрьма все же.. Иванец умудрился ручку спереть. До тебя ведь была..". Конечно, все это он произнес с иронией и мне выдали новую ручку, но я запомнил улыбающиеся лица наблюдателей-общественников и мысль, что теперь Сызрань мне запомнится еще одним обвинением- хищением госимущества во время выборов в депутаты Губернской думы VI созыва, а ведь это опять дестабилизация обстановки в Самарской области..
Сызрань в этот раз мне запомнилась нормальным отношением администрации (сотрудники действительно были все вменяемые), удовлетворительным питанием, постоянными песнями цыганок по вечерам, плачем ребенка-карапуза в одной из камер и.. полным отсутствием горячей воды. Так пролетело полгода..
Когда меня, уже осужденного (приговор вступил в силу лишь в конце октября 2016 года), везли опять этапом в Самару для дальнейшей отправки в Башкортостан (я уже об этом знал), по этапу произошел значимый эпизод. Разумеется, я сидел в отсеке (т.н. купе) для бээсников. Отдельно сидели малолетки, женщины и.. блатные. Среди блатных ехал какой то вор! Мы его не видели. Он лишь общался с окружающими хриплым прокуренным голосом. Как и положено вору. Антибиотик.. Удивительно, но весь "столыпин" обращался к нему "Отец". Что то спрашивали, советовались, сочувствовали его жизни "бродяги". Он учил всех правильной жизни, советовал что то. Акцент у него выдавал в нем представителя кавказской национальности.. Все как и положено. Но вот он попросил вывести его в туалет. Его вывели из отсека и перед нами предстал.. молодой грузин (он мне годился в сыновья), щуплый и сгорбившийся. Возможно, он и был вором. Наверняка, он был блатным. Но.. возрастные мужчины и женщины называли его "Отцом" и он с гордостью учил их жизни.. Воспоминания мои не из приятных.
При выгрузки этапа мы все увидели автозаки ФСИНа. Да, теперь мы все находились в распоряжении ФСИН, так как у всех приговор вступил в законную силу и нас должны были развезти по лагерям. Но первым в очереди на погрузку стоял автозак МВД. Что за черт? И надо же такому случиться, что единственным пассажиром данного автомобиля назвали.. меня. Оказалось, что перед отправкой в Башкортостан со мной решил попрощаться (побеседовать) Генерал. Но это уже другая история..
"Оборотни в погонах" в местах лишения свободы. Часть12
31 октября 202031 окт 2020
70
9 мин