Сегодня я делала уборку в шкафу, и на глаза мне попались эти тетради
Стала листать и окунулась в далекое детство: конечно, много наивного, глупого и смешного, но в этих тетрадях не только моя личная история, но и своеобразный портрет эпохи.
Когда я училась в 6 классе (а жили мы тогда в маленьком сибирском поселке), среди девчонок пошла повальная мода на эти «Песенники», на страницы которых приглашаю сегодня и вас, мои читатели.
Песни. Было очень престижно первой записать текст какой-нибудь новомодной песни. Потому что подружки просили переписать, в очередь прям стояли, а ты могла выбирать, с кем поделиться в первую очередь, с кем во-вторую, а кого вообще «кинуть».
Проблема была в том, что технических средств копирования и распространения (кроме телевизора) не было вообще: ни микрофонов, ни кассет, ни дисков, ни флэшек, ни смартфонов… Прямо даже не верится.
Приходилось смотреть музыкальные передачи и записывать нужные песни на память. Обычно за один раз песню запомнить не удавалось. Слова записывались сначала частично, а добавлялись потом, с новыми прослушиваниями.
Иногда тексты песен печатались на последних страницах популярных изданий. Это была редкость и большая удача… Нынешние подростки и представить себе не могут таких трудностей!
Что касается текстов, то в первую очередь были популярны песни в исполнении Аллы Пугачевой ("Айсберг", "Без меня тебе, любимый мой...", "Миллион алых роз") и прочих эстрадных артистов, но патриотические, что мы учили на уроках пения, у меня тоже записаны, возможно, для количества ("Аврора", "Клен", "До свиданья, Москва, до свиданья..."), есть шансон ("В гавань заходили корабли, корабли...", "Маргарита" и т.д.)
Одной девочке из класса посчастливилось съездить в лагерь "Океан" (это где-то на Дальнем Востоке), так она оттуда привезла десяток песен, которые мы все себе переписали, выучили и пели.
Четверостишья, советы и нравоучительные высказывания. Моя первая тетрадь состояла исключительно из одних песен, а во второй появились перлы мысли на тему любви и отношений. Не удержусь от цитат:
Не гонись за красивой фигурой, не гонись за красивым лицом,
Эти люди обманчивы очень, и постылыми будут потом.
Счастье найти легко, но сберечь его трудно.
Дружба – хорошее дело, если она правда.
Если хочешь найти счастье – не отбирай его у других.
Первую любовь трудно забыть, если забыла – значит, плохо любила.
Лучше ждать – не дождать, чем найти и потерять.
Любовь – это счастье, счастье – стекло.
Стеклянные вещи бьются легко.
Любовь – не пух, не люби сразу двух.
Любовь – не аксиома, она требует доказательств!
Мы любим тех, кто нас не любит, и губим тех, кто губит нас.
Любовь – кольцо, а у кольца нет ни начала, ни конца.
Такое сейчас время, такой сейчас закон:
15 лет мальчишке, и он уже влюблен!
Детство – пора золотая,
В детстве ты больше резвись,
Детства уж больше не будет,
Как ты за ним не гонись.
Верь, надейся и люби – наше счастье впереди.
Любовь – это чувство, знакомое каждому.
Длинные стихи. Они появились в моей третьей тетради. Не помню даже, у кого я их переписывала. Всего их, наверное, около десятка, и все без указания авторов (как, впрочем, и все остальное). Несколько стихотворений, оказалось, принадлежат Эдуарду Асадову ("Трусиха", "Сатана"), авторов остальных ("Я подожду немножко, ты ведь придешь, Сережка...", "Когда мне было ровно 18...") я в интернете не нашла.
Гадания. Тоже появились в третьей тетради. Тут и новомодный гороскоп, и объяснение тайны внезапного чиха в любой час любого дня недели, и игра в вопросы, типа "Кого ты любишь? Назови номер с 1 до 10... 5, говоришь? Значит, соседа!" и т.д. - на каждой страничке вопрос и варианты ответа.
Автографы читателей. Были в тех «Песенниках» признаки девичьих альбомов 19 века – специальные завернутые странички с надписью типа: «Кто откроет этот лист, тот на память распишись». Было престижно собирать на такие странички автографы мальчиков, но девичьи тоже годились.
Оформление. Оно заслуживает особого внимания. Тексты записывались разноцветными пастами или фломастерами. Картинки вырезались чаще всего из открыток, иногда – из старых журналов. Я еще и рисовала иногда, хотя, как сейчас понимаю, лучше быя этого не делала. И еще интересно, что особо выделялось после каждой песни слово "Конец". Оно выглядело куда более привлекающим взгляд, чем название песни.
Показала свои тетради сыну: "Посмотри, мол, чем я в твоем возрасте занималась". Он плечами пожал: "А что это? Песни? А зачем ты их писала? Их же можно "ВКонтакте" слушать!"
Я говорю: "Вот смотри, я тоже училась в школе, и на уроках все писала, и домашку делала, и в тетрадях этих не лень писать было - вон как буквы старалась выводить. И потом, почти все эти песни и стихи я до сих пор наизусть знаю. А главное, мы-то эти песни пели, а вы - только слушаете!"
Думаю, имело влияние это детское занятие на дальнейшую мою жизнь? Пожалуй, да. Потому что и в юности я вела подобные тетради, правда, в них почти не было декора и песен, в основном, стихи и высказывания великих А потом я стала писать стихи сама...
А что по этому поводу думаете вы, дорогие читатели? Были ли у вас подобные "Песенники", или, может, они назывались как-то по-другому?
Буду рада, если поделитесь в комментариях!
Если статья показалась вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Другие мои статьи о 80-х годах и детстве:
Как жила моя семья в 80-е годы прошлого века
Еда моего детства: любимая и не очень