21 октября на вечерних торгах современного искусства Sotheby’s в Лондоне работа Бэнкси, переосмысляющая знаменитый шедевр Клода Моне «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», была продана за £7,551,600.
Аукцион состоялся спустя год после продажи картины «Скатившийся парламент» («Devolved Parliament»), проданной за рекордные $12.2 млн и через несколько недель после аукциона Sotheby’s в Гонконге, где картина «Простите за незаконное вторжение» («Forgive Us Our Trespassing») стала второй самой дорогой работой художника, когда-либо проданной на аукционе.
Канонический пейзаж Моне, изображающий японский мостик, перекинутый через пруд с водяными лилиями в пышном саду художника в Живерни, — одни из наиболее узнаваемых в истории искусства. Моне написал 12 вариантов этого сюжета между 1897 и 1899 годами. Каждая работа запечатлевает один и тот же вид в разное время суток при разных погодных условиях в разные сезоны. Среди этих 12 работ 8 находятся в музейных собраниях, включая коллекции Пушкинского музея в Москве («Белые кувшинки», 1899), Музея Орсэ в Париже, Национальной Галереи, Художественного музея Принстонского университета. Написанные в лучшие годы творчества художника, работы этой серии являются заветной мечтой многих коллекционеров импрессионистов.
Картина Бэнкси «Show me the Monet» («Покажи мне Моне», созвучное в английском языке с выражением «Покажи мне деньги») впервые экспонировалась 15 лет назад на второй выставке художника «Натуральная нефть: галерея перемешанных шедевров, грызунов и вандализма» («Crude Oils: A Gallery of Re-mixed Masterpieces, Vandalism and Vermin»). Перед посещением выставки посетителям предлагалось подписать письменное согласие разделить выставочное пространство с 164 крысами, арендованных художником у театров и кинокомпаний.
«В одной из наиболее важных работ в своем творчестве Бэнкси переосмысляет пейзаж Моне и превращает его в современную общественную свалку. Добавив продуктовые тележки и флуоресцентный оранжевый дорожный конус, Бэнкси засоряет идиллический пруд Моне, преобразуя его в сточную канаву. Известный своей протестной позицией по общественным и политическим вопросам, художник в данной работе обращает внимание на пренебрежение окружающей средой в угоду чрезмерному консьюмеризму. В последние годы на торгах неоднократно появлялись важные работы Бэнкси, но данная картина — пожалуй, одна из наиболее значимых. „Девочка с воздушным шаром“, проданная в Лондоне 2 года назад, „Скатившийся парламент“, побивший рекорд на работу художника в 2019 году, а теперь и данная работа, — октябрьские торги не были бы полными без работы Бэнкси» — сказал Алекс Бранчик, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Европе.