Найти в Дзене

Цена разработки мобильного приложения: кто и почём?

Оглавление
Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

О стоимости разработки мобильных приложений и не только

Рано или поздно практически любой бизнес или сервис приходит к необходимости создания мобильного приложения.

Почему? Последнее время, а особенно это проявилось в нынешнем 2020 году, интеграция мобильных решений в бизнес стала не только вопросом престижа, бренда или необходимости расширения каналов сбыта. Сейчас это уже становится вопросом выживаемости для бизнеса.

Если взглянуть на текущий рейтинг IT-компаний, то на верхушке рейтинга компании, опирающиеся на мобильные технологии. Статистика использования мобильных приложений устройств тоже удивляет: более 200 млрд скачиваний в 2019г., что почти на 50% больше уровня 2016 года. В среднем в смартфонах и планшетах пользователи проводят около 4х часов в день – это половина всего продуктивного времени! А что будет дальше?

У любого бизнеса, как правило не имеющего серьезного опыта в управлении ITинфраструктурой и, в частности, в разработке приложений сразу возникает вопрос: как реализовать задачу и во сколько встанет стоимость разработки мобильного приложения «под ключ»?

Опираясь на опыт нашей команды SDGroup рассмотрим из чего складывается разработка и варианты реализации проекта.

Слагаемые разработки мобильного приложения

Основная составляющая проекта по разработке мобильного или web приложения – это трудозатраты участников проекта. И чем больше проект и шире функционал продукта – тем больше состав участников и их количество. Сроки разработки тоже имеют значение – чем быстрее необходимо выпустить продукт, тем дороже обойдется весь проект. Плюс к этому накладные и административные затраты: всевозможные сервисы для отслеживания задач, версионирования, тестирования, бухгалтерия и прочие .

Кто же участвует проекте? Кому предстоит платить за работу?

Пройдем в хронологической последовательности основные этапы реализации такого проекта:

1. На первом этапе подключаются маркетолог. Определяет целевую аудиторию – кто будет потребителем приложения, «фишки», которые привлекут пользователей, как обеспечить «взлёт» приложению и как удержать на высоте. На его же шее – рекламная стратегия и продвижение в интернет. Сколько человек найдут ваше приложение, скольким оно понравится, кто будет им пользоваться - эти вопросы к маркетологу.

2. Параллельно или чуть позже подключается аналитик. Одна из ключевых фигур и идеолог будущего приложения. Его ошибки – самые дорогие. Иногда цена ошибки – «выбросить» продукт и начать проект «с нуля». Он определяет функционал, взаимодействие отдельных модулей, решает, что и как в приложении будет работать. Опирается на собственный опыт, интуицию и результаты работы маркетолога продукта. На выходе предоставляет техническое задание, спецификацию требований к продукту, дополнительную аналитическую информацию в процессе разработки. Также отвечает на миллионы вопросов всех остальных участников проекта от заказчика до тестировщика. Чаще всего, если проект не "взлетел" - его первым сжигают на костре :)

3. Когда часть требований, отвечающая за дизайн приложения и взаимодействие приложения с пользователем уже сформулированы в техническом задании – к проекту подключается дизайнер. Он обеспечивает разработку внешнего вида приложения: прототипы экранов. Как правило, дизайнер создает несколько вариантов дизайна приложения, один из которых утверждается заказчиком.

Есть два типа дизайна мобильного приложения: UI дизайн и UX дизайн. UI - это внешний вид кнопок, картинок, текстов.
UX- это реакция приложения на действия пользователя (например, что произойдет когда пользователь нажимает кнопку "купить"). Так называемые пользовательские сценарии.

От дизайнера зависит красота и гармоничность приложения.То, каким его увидят и воспримут пользователи.

4. Когда получен дизайн приложения, к разработке подключаются программисты frontend. Они создают ту часть конечного продукта, которая устанавливается на устройства или работает в браузере если это web-приложение. В зависимости от требований к платформе может быть несколько команд frontend разработчиков – для Android, для iOS и для Web.

5. В зависимости от проекта, а чаще почти параллельно подключаются backend-программисты. Они создают «подводную часть айсберга» - серверную часть, внутреннюю структуру приложения. Создаются механизмы, по которым приложение будет работать со своей мобильной частью на устройствах, обеспечивать интеграцию с внешними данными (оплата покупок, обновление каталогов и т.д.), а также как приложение будет хранить и обновлять свои данные во внутренней базе данных.

6. По мере появления функциональных модулей к проекту подключаются тестировщики – их задача тщательно протестировать все заявленные функции. Проверить продукт на работу в пограничных ситуациях – при пиковых нагрузках, при вводе заведомо неправильных значений в поля ввода. Может показаться что тестирование – самое простое в разработке: знай себе запускай, пробуй все функции и записывай как работает» На самом деле, тестирование достаточно сложный процесс и опытный тестировщик дорогого стоит. Для эффективного тестирования необходима разработка сценариев и алгоритмов тестирования. Также есть такие режимы как автоматизированное тестирование, «смоук» - тесты и еще много других.

7. Руководитель проекта управляет командой, формирует и координирует состав, распределяет роли участников, решает оперативные вопросы внутреннего взаимодействия участников и согласует вопросы по проекту с Заказчиком. Участвует от первого дня до окончания работ.

8. DevOps – инженер. Обеспечивает техническую и технологическую часть проекта: развертывание и контроль серверов, работу с документированием, версионированием, хранением кода, реализацией автоматизированного тестирования, сборкой дистрибутивов, а также управляет и обеспечивает слаженную работы множества невидимых снаружи, но не менее важных технических элементов проекта.

На стоимость в ряде случаев также влияют, но как правило незначительно, некоторые технологические затраты разработчика: приобретение программных лицензий, доступов, разрешений.

В выборе исполнителя есть ряд вариантов, их можно обобщить в три самых распространенных. Сравним их:

Первый вариант: фриланс

При просмотре предложений фрилансеров складывается ощущение, что можно получить любое мобильное решение «под ключ» за какие-то 100-200 тыс. руб. Да, иногда такое вполне реально. Но в таком случае надо быть готовым к следующему:

Из плюсов, пожалуй, только стоимость: за вложенные 100-200 тыс. вы получите мобильное приложение. Далее минусы:

1. При создании приложений фрилансер скорее всего не будет утруждаться какой-либо глубокой аналитикой, изучением рынка, конкурентов и их продуктов, пользовательским поведением. Маловероятно что дизайн приложения будет оригинален или уникален.

2. Оно не будет тщательно протестировано и как следствие может (и скорее всего) будет изобиловать ошибками (багами).

3. Функционал будет минимален. Не будет интеграции с другими системами, возможно, не будет серверной части, механизмов онлайн оплаты и многого другого.

4. Не будет сопроводительной документации, документации, необходимой для публикации в AppStore и Play Market, документов для регламента защиты персональных данных и GDPR.

Мы ни в коем случае не против фриланса, и среди фрилансеров очень-очень много действительно грамотных и талантливых специалистов с большим опытом.

Здесь вывод такой, что на фриланс имеет смысл отдавать небольшие проекты, не требующие глубокой проработки, сложного дизайна, интеграций с другими системами. Типичный пример: приложение для расчета калорий при домашнем питании, приложение для учета физических упражнений (фитнесс дома).

Все дело в том, что за минимальную сумму нереально получить серьезное функциональное приложение, разработанное одним-двумя разработчиками. Они просто не смогут реализовать весь спектр задач, поскольку что-то они просто и не умеют делать сразу много разноплановых задач на высоком профессиональном уровне – например, дизайн экранов, маркетинг продукта, аналитику конкурентов. Опять же –для нескольких фрилансеров на решение всех задач потребуются сроки, несовместимые с требованиями бизнеса.

Что дальше делать с этим приложением? Ведь цель – не приложение, а те новые инструменты и преимущества, которые оно даст бизнесу.

Далее просто: отдавать в доработку. Перерисовка экранов, исправление багов – а это копание в чужом и зачастую не самом красивом и понятном коде, доработка функционала. Это тоже деньги.

В итоге имеем стоимость проекта, увеличенную в разы, сильно затянутые сроки и приложение, потерявшее свою актуальность.

Помните английскую пословицу: «Мы не настолько богаты чтобы покупать дешевые вещи»? Как раз тот самый случай.

Вариант второй: Крупный разработчик корпоративного сегмента

Тут все четко. На задачу выделяется профессиональная проектная группа, имеющая успешный опыт в нужной предметной области. В ней опытный руководитель проекта, аналитик, а чаще несколько, DevOps-инженер разработчики для мобильной части (frontend), разработчики серверной части (backend), дизайнеры, тестировщики и еще могучая кучка смежных специалистов. Все будет реализовано красиво, технологично, тщательно протестировано. Будут учтены все «хотелки» бизнеса, предложены несколько вариантов дизайна. Предварительно маркетологи изучат рынок и потребности целевой аудитории, проведут опросы, исследования рынка.

Но есть и особенности:

1. Цена проекта будет исчисляться несколькими миллионами рублей. Скорее всего от 3-5 и выше без ограничений. Большая команда профессионалов, гарантии разработчика и изобилие функционала приложения создают соответствующую стоимость.

2. Такому исполнителю надо соответствовать. Невовремя переданные необходимые материалы от Заказчика, необходимость «срочно переделать эту кнопку, поменять форму оплаты на поменьше» в разгар разработки в разрез с утвержденным тех. заданием выльются в немалые дополнительные деньги.

3. Такие компании преимущественно занимаются крупными проектами, разработка небольшого приложения банально экономически неэффективна.

Вариант три: компания, специализированная на мобильной разработке

Чаще всего в таких компаниях есть ядро штатных опытных специалистов, обеспечивающих реализацию задач и несколько команд разработчиков, часто работающих удаленно, а также привлеченных на проекты из числа фрилансеров. Пожалуй, такой вариант является «золотой серединой» для реализации задач среднего бизнеса по разработке мобильного приложения. Как правило, ядро компании составляют опытные менеджеры, бизнес-аналитики и разработчики, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в команде разработки. Они по мере необходимости и исходя из оперативных потребностей обеспечивают подключение к проекту нужных специалистов в необходимом количестве.

Особенности разработки в таких компаниях:

1. Гибкость - команда может оперативно реагировать на текущие изменения, перегруппировывать участников без ущерба для результата.

2. Стоимость реализации проекта напрямую зависит от объема поставленной задачи и в основном складывается из часов выделенных специалистов: как штатных, так и сторонних. Колеблется в среднем от 800 тыс. до нескольких миллионов рублей. В зависимости от сложности и функциональности требуемого продукта.

3. Обеспечивает высокое качество разработки и оперативность – ядро команды проекта постоянное и сохраняется неизменным.

4. Несмотря на то, что большинство разработчиков могут работать удаленно, в компаниях удерживаются стандарты разработки и сроки реализации проектов.

Подводя итог

-2

Таким образом, подводя итог можно сказать следующее:

Если необходимо реализовать небольшое приложение на несколько экранов, не требующее глубокой аналитики, без серверной части и сложного дизайна – то имеет смысл привлечь к работе фриланс. В этом случае можно уложиться в 200-400 тыс. руб. Типичные примеры таких приложений – программа домашних тренировок, книга кулинарных рецептов, блокнот, калькулятор.

Если требуются более широкие возможности, то привлечение компании-разработчика будет оптимальным вариантом как по срокам, так и по стоимости. Примерами могут служить мессенджеры, корпоративные приложения для групповой работы, финансовые приложения, мобильные приложения интернет-магазинов и торговые площадки, платежные системы и электронные кошельки, банковские приложения. Стоимость разработки приложений такого уровня обойдется от 500 тыс. до нескольких млн. руб. в зависимости от сложности задачи и срочности. Таким уровнем задач занимается наша команда SDGroup с 20-летним опытом в разработке самых разных приложений.

Для сложных проектов, подразумевающих создание целого ландшафта продуктов в рамках большого холдинга со сложными интеграциями с несколькими учетными системами уровня ERP, сайтами, базами данных – то это прямой путь в крупную компанию, специализирующуюся на крупных корпоративных проектах. На таких проектах ценник не имеет верхней планки, поскольку проект подразумевает многоступенчатую поэтапную интеграцию разрабатываемых продуктов длительностью до нескольких лет. Для таких проектов наша команда с удовольствием проведет предварительные этапы: маркетинг и аналитику функциональных требований. Придумаем нестандартные "плюшки" и варианты геймификации. Приложение обходится дешевле если приходит к крупному разработчику с осмысленными зафиксированными требованиями в виде технического задания.

Эта ироничная картинка очень красноречиво показывает взаимосвязь стоимости и качества при разработке программ
Эта ироничная картинка очень красноречиво показывает взаимосвязь стоимости и качества при разработке программ