В большинстве случаев CRM используется бизнесом, как инструмент для улучшения своих продаж.
Но если бы бизнес понимал возможности CRM также глубоко, как он понимает своё дело, которым занимается, то обязательно использовал бы CRM не только для продаж, но и для других сторон деятельности.
Например, любая компания, если она не состоит из одного человека и активно использует наёмный труд, могла бы с успехом работать в hr-воронке (в воронке найма) своей CRM.
Воронка найма очень похожа по своей структуре на воронку продаж. Давайте посмотрим, как её можно настроить, чтобы офис компании был полон весёлыми профессионалами, которые каждый день помогают заработать своей любимой компании много денег.
Прежде всего, надо определиться, что мы будем понимать в воронке найма под нашими стандартными сущностями. Если наша CRM нам позволяет для каждой воронки сделок изменять названия сущностей, то тогда всё очень просто, мы их так и назовём — Резюме и Соискатель. Если CRM не даёт изменять названия сущностей, то при переходе в воронку найма мы будем понимать под Сделкой — Резюме, а под Контактом — Соискателя.
Кстати, чтобы клиентская база и база соискателей не перемешались, нам нужно использовать какой-либо признак сущности Контакт, чтобы хранить в нём Тип контакта. Например: клиент, соискатель, поставщик, партнёр, наш сотрудник.
А то, если не сделать так, то захотите вы однажды по всем своим клиентам, что есть в CRM, рассылку о своих новинках и сезонных скидках сделать, а её получат не только клиенты, но и те, что однажды пытались устроиться к вам на работу. Будет странно. Особенно, если продаёте какие-нибудь самосвалы с бетононасосами.
Переходим к этапам воронки найма, они же — стадии сделки (стадии обработки резюме).
Самая важная фраза статьи:
Конкретика настроек стадий и автоматизации в воронке найма зависит от реально существующего процесса поиска, отбора, найма и стажировки новых сотрудников.
То есть воронки найма разных компаний, если эти воронки строились максимально приближенно к процессу найма, в чём-то будут похожи, но чем-то могут и отличаться.
Пример стадий:
- Новое резюме
- Задание отправлено
- Прислал решение
- Первая встреча назначена
- Одобрен
- Вторая встреча назначена
- Приглашён на стажировку
- Начал стажировку
- Подтвердил квалификацию
- Принят на испытательный срок
В карточке Сделки в воронке найма нужно предусмотреть свойство типа файл, для хранения файла резюме соискателя. Кстати, не все CRM-системы дают возможность создания такого свойства. В этом случае можно хранить ссылку на файл резюме с какого-нибудь облачного хранилища.
Про «облака», кстати, есть отдельная статья. Будет полезно тем, кто не очень хорошо представляет что такое и как работают облачные сервисы.
Также можно предусмотреть ряд служебных свойств, тип — дата, которые можно даже скрыть в карточке Сделки, если мы хотим анализировать качество работы нашей hr-службы. Служебные свойства будут «запоминать» для каждой сделки (резюме) дату и время, когда оно (резюме) перешло в ту или иную стадию. В последствии можно создать отчёт за период по всем резюме или «провалиться» в какое-либо конкретное резюме и увидеть, как много времени занял тот или иной этап проработки соискателя у нашего отдела найма.
CRM — это вообще тот самый инструмент, с помощью которого можно настроить систему контроля тех показателей работы бизнеса, которые вам нужны. Важно только найти хорошего интегратора и чётко сформулировать задачу.
Какие ещё могут быть не продажные воронки в CRM, читайте в этой статье.