Санкт-Петербург издревле пользовался популярностью среди немцев: они были второй по численности нацией Петербурга после русских. И нужно понимать, что в Россию немцы приезжали не в качестве чернорабочих, а совсем наоборот - в столицу Российской империи стекались умные и образованные жители Германии, не нашедшие себе места на родине и желавшие проявить свои таланты в России.
Не удивительно, что в 18 веке в Санкт-Петербурге появилась нужда в лютеранском кладбище: хоронить "иноверцев" на православных кладбищах запрещалось, а немцы, в свою очередь, не горели желанием менять своё вероисповедание и принимать православие. Таким образом, в Петербурге было образовано первое иноверческое кладбище - Смоленский лютеранский некрополь на острове Голодай (ныне он именуется островом Декабристов).
Изначально кладбище называлось просто "Немецким", но позднее его переименовали по аналогии с расположенным по соседству Смоленским православным кладбищем. Стоит отметить, что несмотря на слово "лютеранское" в названии некрополя, Смоленское кладбище было открыто для всех неправославных христиан.
Собственно говоря, именно поэтому Смоленское лютеранское кладбище так интересно изучать: кроме того факта, что почти все надгробия на этом кладбище - старинные, они ещё и совершенно не похожи на те памятники, которые мы привыкли видеть на православных кладбищах!
Ну а порой на Смоленском кладбище можно встретить, пожалуй, самые трагичные могилы из всех возможных - захоронения детей. Например, на фотографии ниже вы можете увидеть совсем маленькое и едва различимое среди травы надгробие, принадлежащее ребёнку, умершему почти 200 лет назад! Удивительно, что память о человеке, прожившем на белом свете чуть больше года, может храниться столетиями!
Но вернёмся к истории кладбища. В советское время Смоленский некрополь не закрывался - напротив, он использовался по прямому назначению в 1920-х - 1930-х годах, а потому в наши дни на Смоленском лютеранском кладбище часто можно встретить крайне необычные надгробия, украшенные серпом и молотом или советской звездой, расположенные между чисто католическими склепами и обелисками.
А с началом Великой Отечественной войны на Смоленском кладбище стало появляться ещё больше новых захоронений - в те страшные времена людей хоронили на всех кладбищах Петербурга, в том числе и на исторических, и Смоленское лютеранское кладбище не стало исключением!
Пожалуй, самым известным захоронением времён блокады Ленинграда на Смоленском кладбище является очень трагичная и страшная по своей сути братская могила детей: вышедшие на прогулку 9 мая 1942 года (по злой иронии, довольно символичная дата) из детского сада малыши погибли под внезапным артобстрелом врага.
По удивительному стечению обстоятельств, неподалёку от места трагедии проходил военный кореспондент: он поспешил на помощь детям, а после запечатлел место трагедии на плёнку. В итоге данные материалы были использованы на Нюрнбергском процессе в качестве одного из доказательств преступлений нацистов против мирных граждан.
После Великой Отечественной войны кладбище окончательно перестало функционировать (хотя официально его закрыли ещё в 1939 году), и позднее оно лишь уменьшалось в размерах: так, в 1980-х годах северо-западная часть кладбища была полностью уничтожена без сохранения захоронений, а на её месте была открыта пожарная часть - она существует там и в наши дни.
Чуть более цивилизовано обращались со старинными надгробиями людей, которые представляли культурную ценность с точки зрения городских властей того времени: такие надгробия переносились на другие некрополи (в основном, на Лазаревское кладбище Александро-Невской Лавры).
Ну а после распада Советского Союза Смоленское лютеранское кладбище, продолжило стоять практически в руинах - благодаря этому оно и было выбрано Балабановым (которого, к слову, в итоге похоронили на соседнем Смоленском православном кладбище) для съёмок в знаменитом фильме "Брат".
После выхода этого фильма Смоленское кладбище получило новый статус - оно стало этаким европейским некрополем в центре Петербурга, но только немножко маргинальным, полузаброшенным, а потому на нём до сих пор можно встретить целые толпы молодёжи, проникающейся незабываемой атмосферой этого уникального некрополя!
Известные люди, похороненные на Смоленском лютеранском кладбище
Я вкратце рассказал вам об истории Смоленского кладбища, но а теперь настало время изучить это кладбище более подробно и рассмотреть самые интересные и важные захоронения, расположенные на Смоленском лютеранском некрополе!
Гаэтано Чинизелли
Начать мне хотелось бы с одного из самых известных петербуржцев 19 века, похороненного на Смоленском кладбище: я говорю о знаменитом дрессировщике, цирковом наезднике и организаторе первого в России стационарного цирка - Гаэтано Чинизелли!
Для меня особенно удивителен тот факт, что захоронение, пожалуй, самого выдающегося циркача в истории России долгое время находилось в жутком упадке: историческая ограда была украдена, а надгробие стояло на земле как один большой валун. Кроме того, бюст знаменитого итальянца тоже был повреждён временем.
Увы, государству не было особого дела до надгробия Чинизелли, но благо эту проблему решила коллега итальянца, русская дрессировщица Карина Багдасарова - в 2015 году она профинансировала реставрацию надгробия, и теперь оно выглядит так, как и выглядело сотню лет назад. Радует, что в нашем обществе ещё остаются неравнодушные люди, почитающие своих коллег и, в какой-то степени, учителей из прошлого!
Людвиг Нобель
Фамилия Нобель известна во всём мире, ведь её носит, пожалуй, главная научная премия в мире! Однако, если Альфреда Нобеля хорошо помнят в качестве учредителя Нобелевской премии (при этом забывая, что Альфред Нобель изобрёл динамит - главный двигатель прогресса в военном деле 19 века), то его старшего брата, Людвига, помнят единицы. Также точно не многие знают и о том, что долгое время семейство Нобелей проживало в Петербурге, и именно здесь они сколотили свой первоначальный капитал!
Ну да достаточно о семье Нобелей - давайте лучше поговорим об одном из её представителей, похороненном на Лютеранском кладбище. В отличии от своего брата Альфреда, Людвиг Нобель не уехал на историческую родину и всю жизнь провёл в Петербурге: здесь он продолжал семейное дело отца, и очень в этом преуспел.
Думаю, что подробный пересказ биографии Людвига Нобеля будет излишним - лучше я просто перечислю Вам достижения этого человека. Людвиг Нобель был первым промышленником в России, использовавшим дизельный двигатель - именно с этого и началось повсеместное распространение двигателей такого типа в нашей стране! Кроме того, Нобель провёл первый в России нефтепровод (к слову, спроектировал его знаменитый инженер Шухов), очень сильно опередив этим своё время! Кроме того, Нобель вложил очень много сил и средств в развитие технической мысли в России!
Кроме всего прочего, на Смоленском лютеранском кладбище похоронены также и внуки Людвига Нобеля (а следовательно и внучатые племянники самого Альфреда Нобеля) - оба они скончались в раннем детстве, и причины этой трагедии мне, увы, неизвестны. Но в память о них на Смоленском кладбище было установлено очень интересное надгробие, представляющее собой крест, под которым расположилась скромная фигура плакальщицы, символизирующая вечную скорбь по умершим детям!
Роман Вреден
На могиле Вредена расположено совсем невзрачное надгробие, которое многие могли бы просто не заметить и пройти мимо, и очень зря! Скромность памятника объясняется временем захоронения знаменитого врача: Роман Романович умер в 1934 году, в рассвет борьбы с религией, повлиявшей и на ритуальные традиции, а потому Вредену и установили столь скромное и аскетичное надгробие.
Роман Вреден - выдающийся врач-хирург. Можно долго рассказывать о его заслугах,но я остановлюсь хотя бы на нескольких.Вреден первым доказал пользу морфина при операциях и убедил в пользе его противошокового эффекта. Вреден первым ввел оперативное вмешательство при ортопедических заболеваниях.
В память о том вкладе, который Роман Романович внёс в отечественную медицину, в наши дни в честь него названа, лучшая ортопедическая больница России!
Виктор Шретер
На Смоленском кладбище похоронены самые выдающиеся петербургские архитекторы немецкого происхождения - сегодня я постараюсь рассказать Вам о них всех. И начну я с, пожалуй, самого известного зодчего второй половины 19 века в Петербурга - Виктора Шретера.
Виктора Александровича можно с полной уверенностью назвать отцом русского кирпичного стиля: благодаря ему, а также его коллеге Иерониму Китнеру, Санкт-Петербург пополнился прекрасной красно-кирпичной промышленной архитектурой, которая широко ценится среди ценителей архитектуры! Кроме того, Шретер является автором множества прекрасных особняков и доходных домов - чего только стоит ансамбль построек на набережной реки Мойки (напротив Новой Голландии).
Василий Шауб
Ещё один выдающийся архитектор немецкого происхождения, признанный ещё при жизни главным немецким архитектором Северной столицы - причём прозвали его так скорее не за его значимость (хотя её, откровенно говоря, трудно переоценить), а за стиль его архитектуры. Например, про одну из главных работ Шауба - про Австрийскую площадь на Каменноостровском проспекте, говорили так: "Вся площадь словно целиком пересажена из современного немецкого города". Другие работы Шауба тоже неизменно обладали своим уникальным, немецким колоритом!
Павел Сюзор
Об архитекторе Павле Юльевиче Сюзоре на моём канале выходила отдельная статья, в которой я подробно рассказывал о его жизненном и творческом путях. Невероятно разносторонний человек, успевавший быть и талантливым архитектором, и выдающимся гос. служащим, и прекрасным педагогом, и отличным отцом!
Перечислять все постройки Павла Юльевича бесполезно: их в Петербурге больше 60! Лучше я назову Вам самые известные из них: в первую очередь, разумеется, стоит назвать дом компании Зингер - главный символ Невского проспекта. Не менее прекрасны и его более ранние работы: доходные дома Ратьковых-Рожновых, доходный дом Егорова, бани Овчинникова и многое многое другое!
Давид Гримм
На Смоленском кладбище свой последний приют нашёл ещё один талантливый и известный немецкий архитектор - Давид Гримм. Как бы парадоксально это не звучало, но именно Давид Иванович, немец по происхождению, считается одним из основоположников русского стиля!
Хотелось бы отметить ещё и тот факт, что вся династия Гриммов: трое его детей и внук, тоже были выдающимися людьми. Один из его сыновей, Герман, пошёл по стопам отца и тоже стал архитектором (причём даже более известным, чем отец - по его проектам построены здание музея Суворова на Кирочной улице и храм Воскресения Христова на Обводном канале). Двое других детей Давида Гримма - Эрвин и Давид, стали профессорами Петербургского университета, и оба они занимали должность ректора этого учебного заведения (разумеется, в разное время, сменяя друг друга).
Все дети Давида Гримма-старшего умерли после 1917 года, а потому их похоронили не на семейном месте на Смоленском кладбище - в те времена такая практика в СССР не поощрялась!
Фёдор Шуберт
На Смоленском лютеранском кладбище также похоронен и известный русский математик, геодезист и один из самых выдающихся астрономов своего времени, а также один из главных масонов Санкт-Петербурга (его увлечения масонством отразились, в том числе, и на внешнем виде его надгробия, которое, в свою очередь, стало одним из негласных символов Смоленского лютеранского кладбища)!
Егор Канкрин
Знаменитый русский экономист немецкого происхождения, занимавший должность министра финансов России больше 20 лет - с 1823 по 1844 годы! Под руководством Канкрина в 1839-1844 годах была проведена денежная реформа, укрепившая на долгие годы финансовую систему Российской Империи. Кроме того, Канкрин был сторонником политики протекционизма, так популярной (к сожалению, зачастую только на словах) в современной России - речь идёт о поддержке частного бизнеса государством с целью замены импортного товара на свой собственный (сейчас это называется "импортозамещением").
Впрочем, Канкрина есть за что и критиковать: считается, что его политика была направлена против индустриализации в России, что в итоге отрицательно сказалось на экономике нашей страны. Впрочем, всё это спорный вопрос, но понятно одно - на Смоленском кладбище упокоен один из самых выдающихся экономистов Российской империи, фамилию которого, к сожалению, в наши дни помнят не многие.
Андрей Шторх
На Смоленском кладбище похоронен ещё один выдающийся русский экономист, который, правда говоря, высоких государственных постов никогда не занимал - он известен исключительно научной деятельностью (в основном Шторха знают в качестве главного популяризатора идей Адама Смита в России).
Забавно, что лично для меня особый интерес составляют не научные труды Шторха, а его сторонняя деятельность. Во-первых, Андрей Карлович создал один из самых первых туристических путеводителей по Петербургу! Во-вторых, именно ему принадлежит знаменитое именование Петербурга "Новой Пальмирой", которое со временем видоизменилось в "Северную Пальмиру". Вот такой был человек - и русскую экономическую мысль развивал, и сферу туризма популяризировал!
Заключение
Ну а на этом я предлагаю заканчивать данную статью. Скажу честно - на неё у меня ушло очень много времени, и изначально я планировал выложить её как минимум на неделю раньше. Но я уверен, что оно того стоило - Смоленское лютеранское кладбище точно заслуживает внимания, и на него совершенно не жаль тратить своё свободное время!
Так что вместо обычных итогов я скажу Вам одно - если Вы никогда не бывали на Смоленском лютеранском кладбище ранее, я настоятельно рекомендую Вам исправить данную оплошность и посетить его самостоятельно. Ну а моя статья может стать для Вас в некотором роде путеводителем!
Если Вам понравился данный материал, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!
Спасибо за Ваше внимание!