В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!
Однако, "блицкрига" (Blitzkrieg — "молниеносная война") - разгрома Советского государства одним мощнейшим ударом у германцев и их сателлитов не вышло. Несмотря на мощную подготовку и опыт ведения военных действий (всё-таки почти всю континентальную Европу подчинили себе), несмотря на неверную, а то и преступную идеологическую установку ведения войны малой кровью на чужой территории и, соответственную растерянность молодых советских воинов, необученных воевать, попавших в большие "котлы" и массово, тысячами сдавшихся в плен (по данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными за всю войну составили 4 миллиона 559 тысяч человек), несмотря на массированную атаку с воздуха по военным аэропортам и другим военным объектам, потерявшим в первый день войны до 90 % техники, создавалось сопротивление агрессорам.
22 июня 1941 года в 3:06 начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Иван Дмитриевич Елисеев приказал открыть огонь по германским самолётам, которые вторглись далеко в воздушное пространство СССР, чем и вошёл в историю: это был самый первый боевой приказ дать отпор напавшим на СССР немецким войскам в Великой Отечественной войне. За первый день войны в воздушных боях было уничтожено свыше 200 самолётов противника, командир гарнизона Брестской крепости Герой Советского Союза майор Пётр Михайлович Гаврилов с небольшой группой военнослужащих и пограничников (порядка 400 человек) больше месяца держал оборону, приковав к себе 45-ю пехотную дивизию Вермахта (порядка 1500 человек) во главе с генерал-майором Фрицем Шлипером, и, когда остался один, измученный и ослабевший, сдался в плен 23 июля 1941 года (т. е. на 32 день войны!). Пройдя все муки немецкого плена и советских проверок Пётр Михайлович Гаврилов выжил. Благодаря расследованию писателя и журналиста Сергея Сергеевича Смирнова о подвиге защитников Брестской крепости майору П. М. Гаврилову в 1957 году было присвоено звание Герой Советского Союза. (В 1965 году звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено ещё одному защитнику Брестской крепости начальнику 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда войск народного комиссариата внутренних дел СССР лейтенанту Андрею Митрофановичу Кижеватову, ряд других военнослужащих удостоены орденов и медалей, а сама Брестская крепость - единственный в истории случай - удостоена звания Крепость-Герой).
Не только Брестская крепость, но и все пограничные войска НКВД СССР по всему периметру западной границы выполнили свой служебный и воинский долг до конца. И далеко не все сдавались в плен. Окружённые, но непокорённые люди группами выходили из окружения, создавали боевые партизанские отряды. В тылу врага создавались группы, оказывающие сопротивление так называемому "Новому порядку", оккупантам. Например, в Краснодоне под Луганском юными комсомольцами была создана антифашистская организация "Молодая гвардия". По некоторым подсчетам, с 1941 по 1944 год в тылу врага действовало порядка 6,2 тысяч партизанских отрядов, численность которых превышала 1 миллион человек. За годы войны они нанесли серьезный урон по противнику: 20 тысяч крушений поездов, 2,5 тысячи уничтоженных паровозов, 42 тысячи подорванных автомобилей, 12 тысяч мостов, 6 тысяч выведенных из строя танков и бронемашин, 1,1 тысячи взорванных самолетов и порядка 600 тысяч уничтоженных солдат и офицеров.
Были, конечно, и предатели, по идейным или другим соображениям добровольно пошедшие на услужение нацистам. Но таких предателей было мало. Далеко не все были довольны советской властью, репрессивной машиной, уничтожившей перед войной весь цвет общества, почти всю как гражданскую, так и военную элиту. Именно физическое уничтожение опытных "военспецов" наряду с безграмотным руководством армией прежде всего Народным комиссаром обороны Маршалом Советского Союза Климентом Ефремовичем Ворошиловым и его товарищами повлияли на отступление Красной Армии от западных границ до Москвы и Сталинграда.
Но... Как бы люди не любили советскую власть, как бы плохо они не жили, они любили свою страну, своих детей, своих родителей, свою землю, свою РОДИНУ, своё ОТЕЧЕСТВО! А эти иноземцы пришли на наши земли отобрать нашу землю, убить наших детей, наших родителей, НАС УБИТЬ! И люди взяли в руки оружие. Если не было винтовок воевали лопатами, вилами, топорами. Началась Великая Отечественная война всех советских народов против иностранных оккупантов.
Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения Победы. Немецко-фашистские войска вторглись в европейскую часть Советского Союза - наиболее развитые в промышленном отношении регионы. На территории, которая попала под удар германского наступления, до войны проживало 40 % населения и было сосредоточено 33 % промышленного потенциала страны, в том числе оборонных предприятий. Общее количество промышленных предприятий составляло 31850, из них 37 заводов черной металлургии, 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения, 169 заводов сельскохозяйственного, химического, деревообрабатывающего и бумагоделательного машиностроения, 1135 шахт, свыше 3 тысяч нефтяных скважин, 61 крупная электростанция, сотни текстильных, пищевых и других предприятий. Неизбежность оставления этих территорий, а значит, и потеря этих гигантских материальных и людских ресурсов, стала очевидна для советского руководства в первые же дни. В свою очередь, гитлеровская Германия рассчитывала, по аналогии с оккупацией стран Европы, использовать в своих целях производственно-сырьевую базу и трудовые ресурсы местного населения в оккупируемых районах.
Есть сведения о том, что вывоз некоторого количества промышленного оборудования и квалифицированных рабочих в восточные регионы СССР имел место ещё до начала войны. В частности, военный атташе американского посольства сообщал об отправке из Москвы на восток значительного количества станков и персонала в конце 1940 года и начале 1941 года. По мнению некоторых исследователей, быстрый рост промышленного производства в начале 1942 года может объясняться именно тем, что эвакуация промышленности началась ещё в 1940 году.
24 июня 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) и Центральный комитет ВКП(б) приняли Постановление о создании Совета по эвакуации при СНК СССР, который возглавил Народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Моисеевич Каганович. Основной задачей Совета стала разработка и принятие экстренных эффективных мер по организации эвакуации. 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли совместное Постановление, в котором призывали в оставляемых Красной Армией районах не оставлять противнику каких-либо материальных ресурсов, стремиться максимально спасти всё то, что возможно, всё прочее - разрушать и уничтожать. Вывозиться на Восток должны были в первую очередь квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и молодёжь. Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию. Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба.
В тот же день были приняты первые решения о перевозке в глубь страны культурных ценностей. В соответствии с ними надлежало эвакуировать фонды ленинградских музеев, в том числе Эрмитажа и Русского музея, а также вывезти из Москвы запасы драгоценных камней и металлов, алмазный фонд СССР, ценности Оружейной палаты.
3 июля 1941 года тело Владимира Ильича Ленина из Мавзолея на Красной площади под видом секретного объекта эвакуировали на полторы тысячи километров на восток, в Тюмень. Первоначально предполагалось перенести тело в специальное московское убежище, но этот план был изменён из-за налётов немецкой авиации и быстрого приближения немецких войск к Москве. Тюмень была выбрана по личному приказу И. В. Сталина как малонаселённый тыловой город, не имевший стратегического значения для противника. Временным Мавзолеем стало здание сельскохозяйственного техникума, территорию которого окружала чугунно-кирпичная решетка. Траурный зал расположился в небольшой комнате на втором этаже в левом крыле здания. Окна в комнате заложили кирпичом, заштукатурили и закрасили, чтобы избежать перепадов температур от солнечного света. В соседних помещениях расположилась лаборатория, сотрудники которой прибыли вторым эшелоном и привезли дополнительное оборудование, а полностью организационный период занял один месяц. Все работники лаборатории, осуществляющей осмотр и хранение тела Ильича, числились в командировке с 3 июля 1941 года по 25 марта 1945 года. В начале 1945 года было принято решение вернуть тело Ленина в Москву, для этого профессор-биохимик, директор Лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина Борис Ильич Збарский выехал в Тюмень в феврале. За телом в Тюмень прибыл специальный состав, а 26 марта его привезли в московский Мавзолей.
Каких-либо планов по перемещению людей и матчасти на другой конец страны до войны в таких масштабах не разрабатывалось, имелись лишь локальные планы. Прекращение производства на многих тысячах крупных предприятий приводило к недополучению государством сотен миллионов рублей. К эвакуации привлекался весь имеющийся в наличии транспорт, в первую очередь - железнодорожный. Привлекался также личный состав частей Тыла РККА.
На ряде железнодорожных узлов и станций, морских и речных пристаней были созданы специальные эвакуационные пункты, организовывавшие приём и отправку эшелонов с людьми, питание и медицинскую помощь. Только за вторую половину 1941 года для эвакуации населения государство затратило около 3 миллиардов рублей.
Демонтаж оборудования проходил в условиях хронического дефицита рабочих рук, грузоподъёмной техники, транспорта, зачастую уже в прифронтовой зоне, под вражескими обстрелами. В условиях стремительного наступления немецко-фашистских войск приоритет отдавался наиболее важной и современной технике и оборудованию. Одним из важных условий перевозок было сохранение комплектности оборудования с тем, чтобы при его помощи по прибытии на место сразу же можно было осуществлять работу.
Уже 28 июня 1941 года началась эвакуация из Ленинграда, откуда в первую очередь вывозились старики и женщины с детьми, важное оборудование, архивы. Работа в этом направлении продолжалась даже после того, как была установлена блокада - через Дорогу жизни и по воздуху.
Активно проводилась эвакуация из Москвы - особенно больших темпов она достигла в период генерального наступления вермахта осенью 1941 года. В ходе дальнейшего продвижения немецких войск эвакуация была проведена на Кубани и Северном Кавказе. Всего же перевозки первого периода войны потребовали более 1,5 миллионов задействованных вагонов.
Две трети перемещённого населения были размещены в сельской, треть - в городской местности. 1 февраля 1942 года Совет по эвакуации силами созданного при нём Центрального справочного бюро провёл перепись прибывшего на Восток населения. Отмечалось, что коренные жители восточных регионов СССР оказывали размещению прибывших большое содействие, селили их в своих домах. В Узбекской ССР зародилось масштабное движение за усыновление эвакуированных детей-сирот. Наиболее известный случай - усыновление 16 сирот разных национальностей ташкентцами супругами Шаахмедом и Бахри Шамахмудовыми.
Миллионы эвакуированных рабочих и служащих включились в работу для фронта, что во многом способствовало переводу народного хозяйства на военные рельсы и создание мощной военной экономике, которая уже через год превзошла германскую. В размещении предприятий приоритет отдавался производствам военного назначения - химической, металлургической, авиационной и танковой промышленности, производству боеприпасов и вооружения и т. п. Уже к концу 1941 года на новых местах возобновили свою работу: 122 предприятия авиационной, 43 - танковой, 244 - металлургической, 91 - химической промышленности, 96 производств боеприпасов и 80 - миномётного вооружения. К марту 1942 года советская промышленность достигла довоенного уровня выпуска продукции военного назначения.
По опубликованным данным, в 1941-1942 годах на Восток были перемещены различными видами транспорта около 25 миллионов человек, более 2600 предприятий. Эвакуация позволила спасти огромные производственные и людские ресурсы, сыгравшие важнейшую роль в налаживании работы тыла по обеспечению фронтовых нужд. Многие эвакуированные заводы дали основу для послевоенного и современного промышленного потенциала ранее слаборазвитых, тыловых районов страны. В целом, хотя эвакуация и сопровождалась определёнными, зачастую неизбежными, потерями, но все поставленные изначально задачи были в итоге успешно достигнуты. Предпринятая в тяжелейших условиях, в крайне сжатые сроки, эвакуация в СССР в период Великой Отечественной войны не имеет аналогов в мировой истории. Заслуги многих из тех, кто обеспечивал эвакуацию, были отмечены правительственными наградами.
Правительство не забывало и о науке, искусстве и культуре. На Восток были эвакуированы научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, театры, киностудии, выдающиеся писатели, художники и музыканты.
Крупнейшие киностудии страны "Мосфильм" (Москва) и "Ленфильм" (Ленинград) были эвакуированы в столицу Казахской ССР Алма-Ату и 15 ноября 1941 года объединились с созданной 12 сентября 1941 года Алма-Атинской киностудией художественных и документальных фильмов. Была создана Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов - ЦОКС, которая работала с 1941 по1944 год и выпустила в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов (то есть, 23 полнометражных картины и 10 короткометражек). Под производственные нужды студии был предоставлен крупнейший в Алма-Ате Дворец культуры "Ала-Тоо". Директором студии был киновед, организатор кинопроизводства Михаил Васильевич Тихонов.
В Алма-Ату эвакуировалась из Минска и "Белорусская киногруппа", где на технической базе ЦОКС были созданы два среднеметражных фильма: "Белорусские новеллы" ("Пчёлка" и "На зов матери") и "Белорусский киноконцерт".
В Алма-Ату же эвакуировался из Москвы Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), работавший в1941-1943 годах на базе Алма-Атинского кинотехникума.
28 июля 1941 года по решению Комитета по делам кинематографии обучение во ВГИКе без защиты дипломов оканчивают 22 кинооператора, которые вскоре выезжают на фронт… Военная кинолетопись, бесценные для истории нашего государства кадры создаются фронтовыми кинооператорами - студентами и выпускниками института.
Смертью храбрых пали дипломники операторского факультета – армейские кинооператоры Владимир Сущинский, Николай Быков, Вячеслав Высоцкий, Николай Номофилов, Виктор Муромцев. Отдали жизнь в боях за Родину ректор института Давид Владимирович Файнштейн, первый руководитель кафедры киноведения профессор Николай Михайлович Иезуитов, старший лаборант Б. И. Бафталовский, старший преподаватель А. А. Грызлов, заведующий кафедрой
М .И. Иорданский, аспирант К. О. Каджазнуни, старший лаборант С. М. Кафафьян, декан А. К. Крук, киномеханик Б. Д. Макаров, старший лаборант М. П. Маренков, старший лаборант А. Г. Масленников, декан
А. Д. Морозовский, студент Е. П. Невзоров, проявщик В. М. Орлов, студент Н. В. Писарев, комендант Н. Г. Строчков, осветитель
М. Ф. Хорошев.
Среди тех, кто воевал на разных фронтах Великой Отечественной Роман Кармен и Николай Фигуровский, С. Медынский и В. Соловьев, Е. Недугов, Г. Пондопуло, Г. Кнабе , А. Никифоров, Ю. Транквиллицкий,
Л. Баринов, Н. Юров С. Дробашенко, П. Юрин, С. Скворцов, В. Токарев, В. Клещев, И. Недобой, Н. Неунывалов, А. Школин, М. Эйнаров.
В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация киностудии "Мосфильм" создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Христофорович Хачатурян (1901-1941) в должности комиссара 63-го стрелкового полка участвовал в битве за Москву, умер от ран 7 ноября 1941 года. Всего на фронт отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны.
Доктор искусствоведения, историк и теоретик советского кино Ростислав Николаевич Юренев, после аспирантуры читавший курс на сценарном факультете, в 1941 году пришел на войну рядовым, совершил 104 боевых вылета на штурмовике "Ил-2", в 1945 году зам. начальника оперативного отдела 3-ей Воздушной армии войну окончил и вернулся во ВГИК…
Имена ВГИКовцев, не вернувшихся с войны, – от директора до студента – запечатлены на мемориальной доске в фойе института. Каждый год в день Победы перед ней собираются ветераны, сотрудники и студенты, чтобы почтить память погибших.
С запада на Восток страны были эвакуированы и другие киностудии.
Киностудия "Союздетфильм" (Москва) была объединена с Ялтинской кинофабрикой (Ялта) и эвакуирована в город Сталинабад - столицу Таджикской ССР;
киевская киностудия "Украинфильм" (Киев) была эвакуирована в Ашхабад - столицу Туркменской ССР;
киевская киностудия научно-популярных фильмов (Киев) и Черноморская кинофабрика (Одесса) были эвакуированы в Ташкент - столицу Узбекской ССР;
киностудия "Союзмультфильм" из Москвы была эвакуирована в древний город Самарканд (Узбекская ССР),
часть центральной студии кинохроники вместе с оборудованием из Москвы переехала в Куйбышев, объявленный резервной столицей СССР и временной столицей РСФСР, где своими кадрами усилила Куйбышевскую студию кинохроники.
Бакинская (Азербайджанская ССР), Ереванская (Армянская ССР) и Тбилисская (Грузинская ССР) киностудии продолжали работать на месте.
Студии прибалтийских советских республик (Латвии, Литвы, Эстонии) во время Великой Отечественной войны не функционировали.
Некоторые студии, существовавшие до войны, были закрыты и их работа в дальнейшем не возобновлялась. Например, "Студия Малых форм" (Ленинград).
В Москве круглосуточно работала Центральная студия кинохроники, сотрудники которой постоянно просматривали хронику, присылаемую фронтовыми кинооператорами, и из наиболее удавшегося материала монтировали очередные выпуски "Союзкиножурнала" и специальных "Фронтовых киновыпусков" и специального киножурнала "На защиту родной Москвы", а также других хроникально-документальных фильмов. В столице работала также работала студия научно-популярных фильмов, переименованная в "Воентехфильм" и выпускавшая военно-учебные фильмы, специальные кинокурсы для военнослужащих, инструкционные фильмы по противовоздушной и противохимической обороне для гражданского населения, учебные медицинские фильмы для военных госпиталей и пунктов первой помощи, а также большие научно-популярные фильмы о жизни животных и растений.
В блокадном Ленинграде была создана Ленинградская Объединённая киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов, официально объединившая сотрудников двух студий: Ленинградской студии кинохроники и "Лентехфильм" на технической базе студии "Лентехфильм". В тяжелейших условиях блокады фронтовые операторы и режиссёры создавали хронику блокадного Ленинграда, выпуская очередные выпуски "Ленинградского киножурнала", специальные выпуски "За нашу Советскую Родину! За город Ленина!", а также другие, в том числе полнометражные документальные фильмы. Всего Ленинградская Объединённая киностудия за 1941-1944 годы выпустила 120 фильмов.
Страна привыкала к военному времени и делала всё для Победы!
Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!