В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!
Нападки на нашу Родину не прекращались всю историю существования Российского государства. Зарубежным правителям не по нраву были свободолюбивые, не желающие никому подчиняться восточные племена, постоянно прирастающие новыми землями со свободными миролюбимыми народами, взаимнообогащающимися своими культурными традициями и обычаями, с сохранением своеобразного уклада жизни и национальных языков. На государственном уровне никогда не было ущемлений по национальному и религиозному признаку. Никогда в истории в России (кстати, также как и всех народов, принявших православие) не было рабства, не было колоний. Все вместе народы России как могли, как понимали, строили нашу страну, все вместе народы России с оружием в руках отражали внешнюю агрессию, попутно освобождая порабощённые страны и народы.
К июню 1941 года Германия "подмяла" под себя практически всю Европу с огромным промышленным потенциалом (например, Франция, Чехословакия, Польша имели крупную промышленность, в недрах Румынии и Венгрии было достаточно нефти и газа). А именно
Соединённые Штаты Америки были заинтересованы в ослаблении Советского Союза, который с середины 1920-х годов начал подниматься с колен, создавая новую экономику, построив за 17 предвоенных лет в условиях жёстских экономических санкций и сильного дипломатического давления, постоянных провокаций на границах 12,5 тысяч крупных промышленных предприятий, благодаря которым наш народ разгромил нацизм, сохранил своё государство, и, по-сути, создал новый мировой порядок, мирную, свободолюбивую цивилизацию, к которой потянулись народы мира. США, практически не пострадавшие во время Первой Мировой войны (потери Российской империи - солдаты: убитыми - 2 254 369 человек, ранеными - 3 749 000, пленёнными - 3 342 900, мирных жителей погибло - 1 070 000; потери Германской империи {(со своими сателлитами Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией) - солдаты: убитыми - 4 452 321 человек, ранеными - 7 765 919, пленёнными - 3 428 832, мирных жителей погибло - 3 460 000; потери США- солдаты: убитыми - 116 708 человек, ранеными - 204 002, пленёнными - 4 500, мирных жителей погибло - 757 (из них 128 человек погибло во время бомбардировки Германией пассажирского лайнера "Лузитания")}, не зная боевых действий на своей территории, получили активы от многих ведущих предприятий разгромленной и ослабленной Германии. С приводом к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и Адольфа Гитлера США инвестировали в экономику нацистской Германии, НСДАП и лично фюрера огромные средства даже после начала Второй Мировой войны. Американцы вкладывали свои деньги в машиностроение, автомобильную, электротехническую, авиационную, нефтяную, химическую и другие отрасли германской промышленности. Американские корпорации выполняли заказы Германского государства, имея свои филиалы на территории Германии или оккупированных государств, а также поставляли Германии сталь, двигатели, авиационное топливо, каучук, радиодетали и другое. В канун войны американские промышленники и банки вложили на развитие вооружений в Германии порядка 1 миллиарда долларов, контролируя их движение посредством открытия филиалов своих предприятий, либо покупая контрольные пакеты немецких акционерных обществ. Это продолжалось до конца войны и продолжается сегодня. Кроме того, колоссальные средства проигрывались нацистскому режиму через подставных лиц в казино Монте-Карло (именно поэтому формально сохранялись независимость и нейтралитет Французского государства). Надежды Советского руководства на сопротивление фашизму коммунистических, социалистических сил и прежде всего пролетариата внутри самой Германии не оправдались, так как Гитлер придя к власти благодаря огромным инвестициям восстановил разрушенную экономику и предоставил людям работу, практически ликвидировал безработицу. Быстрое восстановление экономики после разгрома Германии в Первой Мировой войне и мирового экономического кризиса, ликвидация безработицы и мощнейшая пропаганда, в том числе силами искусства (например, документально-пропагандистские фильмы, поставленные под руководством режиссёра Лени Рифеншталь), завуалированная поддержка итальянского фашизма и германского нацизма главой католической церкви Папой Римским Пием XII, привели Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера и их сторонников к большой популярности и поддержке среди населения. Небольшие группы сопротивления, такие как "Белая роза", "Пираты Эдельвейса", "Красная капелла", не имели особого воздействия на население и преследовались репрессивным аппаратом. Один за одним европейские государства практически без сопротивления сдавались на милость поработителям, направляя их на восток, на Россию.
В воскресенье, 22 июня 1941 года в 3 часа 55 минут утра германские, итальянские и румынские войска, нарушив все договора, без объявления войны, всей четырёх с половиной миллионной армадой, оснащённой лучшей по тому времени военной техникой, перешли границу СССР и начали бомбардировки крупных городов - промышленных центров об Балтийского до Чёрного морей. В 5 часов 30 минут в Кремле был принят посол Германской империи в Советском Союзе граф Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург. Он передал Советскому руководству ноту Адольфа Гитлера об объявлении войны СССР, от себя добавив, что считает действия фюрера безумством. В 12 часов по Всесоюзному радио выступил первый заместитель Председателя Совета народных комиссаров, народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, объявив о начале войны и всеобщей мобилизации, закончив своё обращение знаменитыми словами: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!".
Во время войны не только пушки стреляли и лейтенанты вели свои роты в атаки, не только эффективно работала разведка, не только была проведена перестройка усиленными темпами всей экономики и создание мощной оборонной промышленности с эвакуацией предприятий, а то и целых отраслей в восточные районы нашей страны (спасибо народным комиссарам Дмитрию Фёдоровичу Устинову и Лаврентию Павловичу Берии), но шла ещё идеологическая, культурная борьба. В этой борьбе активное участие принимали писатели и поэты, художники и музыканты, работники театра и кино.
С утра 22 июня киностудии Советского Союза работали в обычном режиме. В полдень, после заявления В. М. Молотова, работники студий собрались на митинги. Были приняты решения о перестройке кинематографии и постановке фильмов глубоко патриотических, поднимающих народные массы на борьбу с захватчиками. Были
остановлены съёмки постановочно сложных, неактуальных фильмов. На следующий день, в понедельник 23 июня 1941 года на фасадах советских кинотеатров вновь появились афиши антифашистских и антигерманских фильмов, снятых с экранов после подписания договора о ненападения между Германией и Советским Союзом 23 августа 1939 года (Между прочим, договор был подписан сроком на 10 лет - до 1949 года).
"АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ" ("Мосфильм", Москва, 1938, сценарий Сергея Эйзенштейна, Петра Павленко, постановка Сергея Эйзенштейна, оператор Эдуард Тиссе, художник Иосиф Шпинель, композитор Сергей Прокофьев, актёры – Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Сергей Блинников, Владимир Ершов, Валентина Ивашова, Варвара Массалитинова, Александра Данилова. Сталинская премия Первой степени за 1940 и предыдущие годы). Повесть о Победе русского князя Александра Ярославича Невского над Тевтонскими псами-рыцарями на Чудском озере в XIII веке воспринималась как символ грядущей борьбы с нацистской Германией, была пронизана глубоким патриотизмом и верой в силы народа. Фильм завершается прямым обращением Александра Невского с экрана к зрителям: "Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!" {в 1942 году заново был учреждён военный орден Александра Невского, на знаке которого изображён актёр Николай Константинович Черкасов в роли Великого князя}.
{Премьера фильма в Москве состоялась 25 ноября 1938 года. До и во время войны картина с большим успехом демонстрировалась в США (с 22 марта 1939 года), в Финляндии (с 20 августа 1939 года), в Аргентине (с 14 мая 1940 года), в Уругвае (с 19 мая 1940 года), в Швеции (с 6 декабря 1943 года)}.
Зрители вновь с энтузиазмом приняли фильмы "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна, "Профессор Мамлок" Адольфа Минкина и Герберта Раппопорта, "Щорс", в котором режиссёры Александр Довженко и Юлия Солнцева воспели борьбу украинских партизан в 1918 году против немецких оккупантов и их марионеточного правительства на Украине, "Борцы", поставленный немецким режиссёром-антифашистом, политическим эмигрантом Густавом фон Вангенгеймом, фильм, в котором впервые был показан грязный фарс Лейпцигского процесса над Георгием Димитровым, "Карл Бруннер" ("Держись, Карлуша") фильм одесского режиссёра Алексея Маслюкова по сценарию венгерского драматурга-антифашиста Белы Балаша о борьбе детей немецких коммунистов за дело своих отцов, "Борьба продолжается", поставленный Василием Журавлёвым по пьесе немецкого писателя-коммуниста Фридриха Вольфа "Троянский конь", о борьбе немецких рабочих и коммунистов против фашистского режима в Германии, и многие другие.
Спустя уже три недели после начала войны на важнейших участках фронта появились 20 киногрупп, насчитывающих более 80 документалистов из разных студий. На площади Киевского вокзала в Москве круглосуточно работала Центральная студия кинохроники, в которой режиссёры, монтажёры, звукооператоры, техники постоянно проявляли и отсматривали присланный материал, монтировали его и отсылали в Комитет по кинематографии. Из наиболее удачных сюжетов монтировали очередные номера "Союзкиножурнала". Вначале фронтовые операторы снимали сюжеты, как и в мирные дни во время манёвров: на экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолётов, на общих планах в атаку бежали солдаты. обычно такие сюжеты заканчивались показом трофейной техники. В этих сюжетах не было полной картины происходящего на фронте, не чувствовалась атмосфера упорных, ожесточённых боёв отступающей Красной армии, не было моральных обобщений, поднимающих население на священную борьбу. Постепенно фронтовые сюжеты стали меняться. Хроникёры не только подробно и точно рассказывали о боевых действиях армии, но и показывали мирное население защищающее свои родные города, пытались осмыслить народный характер Великой отечественной войны.
Кроме выпусков "Союзкиножурнала" и специальных "Фронтовых киновыпусков" начинают выходить и тематические короткометражные фильмы и обзорные киноочерки, которые рассказывали о жизни Советской страны, подвергнувшейся нападению, в том числе: "Кровь за кровь, смерть за смерть" (режиссёр Дзига Вертов), "Молодёжь! На защиту Родины!" (режиссёр Ольга Подгорецкая), "Наша Москва" (режиссёр Михаил Слуцкий, операторы Иван Беляков, Василий Соловьёв. Сталинская премия Второй степени за 1941 год), "Письмо на фронт" (режиссёр Яков Посельский), "24-й октябрь" (режиссёр Леонид Варламов), "Хлеб - Родине" (режиссёр Лидия Степанова) и другие.
Московская киностудия "Техфильм", выпускавшая научно-популярные фильмы, была переименована в "Воентехфильм" и перенацелена на выпуск военных киноинструкций и кинопособий. Была выпущена большая серия учебных картин для молодых бойцов и гражданского населения "Кинокурс для всеобщего военного обучения", короткие киноплакаты "Как распознать вражеский самолёт", "Как гасить зажигательные бомбы", "Борьба с вражескими танками". Для военного обучения были созданы фильмы "Немецкая оборона и её преодоление", "Пехота в бою" (режиссёры Вячеслав Сутеев и Владимир Шнейдеров), "Парашютный десант", "Истребители" (режиссёр Арамазд Кондахчан) и другие. Все эти фильмы помимо учебных имели агитационные, патриотические цели.
Студия "Диафильм", организованная в Москве в 1930 году, в самом начале войны была эвакуирована в Новосибирск, где на её базе была создана киностудия по производству военно-учебных фильмов и диапозитивов "Воентехфильм" ("Кинодиафильм"). Кроме диафильмов, прославляющих защитников отечества на фронте и в тылу, таких, как «Вася Тёркин"
(1941 г., не по А. Твардовскому, художники В. Брискин, В. Фомичёв), "Сапёр Ребров" (по рассказу Н. Григорьева, художник В. Цельмер), "Героические традиции Русской Гвардии" (художник Л. Шамагин), "Великий подвиг рабочего класса" (художник Е. Дрижерук), "Созидание" (художник Л. Шалыгина), серии диапозитивов свето-отдела редакции "Окна РОСТА" (редактор Т. В. Семибратова), экранизации сказок для детей "Новое платье короля" (по Гансу-Христиану Андерсену, художник Б. Покровский), "Кот в сапогах" (по Шарлю Перро, художник Кеша), выпускались особые засекреченные учебные диафильмы для спецслужб и разведшкол.
С ноября 1941 года на Центральной студии кинохроники кроме очередных выпусков "Союзкиножурнала" начали монтировать специальный киножурнал "На защиту родной Москвы" (за зиму
1941/1942 годов было выпущено 9 номеров). К концу 1941 года создаются произведения, построенные на монтаже зарубежной кинохроники. Это фильмы "Лондон не сдаётся" (режиссёр Пера Моисеевна Аташева, жена С.М. Эйзенштейна) и "Лицо врага" ("Фашизм будет разбит"), смонтированный старейшим режиссёром-документалистом Эсфирью Ильиничной Шуб. Несмотря на то, что монтажная картина строилась в основном на английской военной хронике, а события относились к недавнему прошлому - к 1940 году, благодаря отчётливо выраженной в монтаже, в дикторском тексте позиции режиссёра, все своим существом, своими мыслями неразрывно связанной с судьбой своего многострадального народа. На широком фоне международных событий режиссёр впечатляюще нарисовала враждебный всему живому облик фашизма, внушая веру в успех борьбы прогрессивных сил всего человечества с расползающейся по миру "коричневой чумой".
Не отставала и художественная мультипликация. В первые дни войны на московской киностудии "Союзмультфильм" были созданы фильмы-плакаты "Били! Бьём! Будем бить!" (режиссёр Дмитрий Бабиченко), "Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины!" (режиссёры Иван Иванов-Вано, Александр Иванов), "Стервятники" (режиссёр Пантелеймон Сазонов).
Что касается игрового кино, на организованных митингах и собраниях работники киностудий приняли решение остановить постановки сложных, не актуальных во время войны фильмов, однако выпустить фильмы, уже подготовленные к выпуску и завершить создание произведений, практически уже оказавшихся на монтажном столе. К таким полнометражным картинам относятся:
"Сокровища Ценского ущелья" ("Мировой парень") - приключенческая драма о геологах грузинского режиссёра Захария Беришвили - выпуск на экраны страны 23 июня 1941 года;
"Боксёры" - спортивная драма, поставленная режиссёром Владимиром Гончуковым по одноимённому роману Петра Капицы, оператор Яков Соломонович Лейбов (31.12.1902-12.01.1945 - погиб на фронте), в главных ролях снимались актёры Виталий Доронин, Даниил Сагал, Николай Кузьмич Ивакин (1906-1941 - погиб при бомбёжке при эвакуации из Одессы вместе с женой и только что родившимся сыном) - выпуск на экраны 7 июля 1941 года;
"В тылу врага" - приключенческий фильм о советских разведчиках во время войны с Финляндией, режиссёр Евгений Шнейдер - выпуск на экраны 14 июля 1941 года (премьеры: в США - 9 октября 1942 года, в Швеции - 18 октября 1942 года);
"Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" - комедия режиссёров Андрея Кустова и Анисима Цезаревича Мазура (1906 - не позднее 1945), экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя - фильм выпущен на экраны страны в августе 1941 года;
"Цветные киноновеллы" ("Свинопас" по одноимённой сказке Ганса-Христиана Андерсена и "Ад и небо" по одноимённой пьесе Проспера Мариме)- цветной фильм режиссёра Александра Мачерета. Фильм выпущен на экраны 22 августа 1941 года;
"Антон Иванович сердится" - музыкальная комедия режиссёра Александра Ивановского по сценарию Георгия Мунблита и Евгения Петровича Петрова (Катаева) (30.11.1902 - 02.07.1942, Ростовская область - погиб в авиакатастрофе) с популярными актёрами Николаем Коноваловым, Людмилой Целиковской и Павлом Кадочниковым в главных ролях, в фильме снимались Тамара Андреевна Глебова (05.07.1894-1944, Новосибирск), Иван Михайлович Неволин (Лопатин) (06.05.1886 - январь 1942 -блокадный Ленинград) - выпуск на экраны 29 августа 1941 года (премьеры в США - 11 сентября 1942 года, в Финляндии - 12 августа 1945 года);
"Конёк-Горбунок" - цветная экранизация поэмы-сказки Петра Павловича Ершова, созданная режиссёром Александром Роу, в роли Иванушки снялся популярнейший актёр Пётр Алейников - выпуск на экраны страны 6 сентября 1941 года;
"Маскарад" - драму Михаила Юрьевича Лермонтова экранизировал по собственному сценарию Сергей Герасимов. Оператор Вячеслав Горданов, художники Семён Львович Мейнкин (1892- январь 1942, блокадный Ленинград), П. Горохов, Евгения Словцова, в фильме снимались Николай Мордвинов, Тамара Макарова, Михаил Садовский-младший, а также Софья Зиновьевна Магарилл (Заслуженная артистка РСФСР, 05.04.1900-15.10.1943, умерла в эвакуации в Алма-Ате от тифа), Антонин Осипович Панкрышев (репрессирован, погиб в 1942 году в Богословлаге), Урсула Фридриховна Круг (22.04.1896 -19.01.1942, блокадный Ленинград). Фильм вышел на экраны 16 сентября 1941 года (премьеры в США - 15 мая 1943 года, в Финляндии - 21 декабря 1945 года);
"Огни Колхиды" - историческая драма, поставленная грузинским режиссёром Давидом Рондели и выпущенная на экраны в октябре 1941 года;
"Дело Артамоновых" - большой фильм-эпопея по одноимённому роману Максима Горького режиссёра Григория Рошаля, в фильме снимались Сергей Ромоданов, Тамара Чистякова, Михаил Державин-старший, Вера Марецкая, Владимир Балашов, а также Константин Александрович Лишафаев (1913-1941, пропал без вести на фронте) - выпуск на экраны 2 октября 1941 года;
"Свинарка и пастух" - мировая киноклассика, музыкальная комедия на музыку Тихона Хренникова и стихи Виктора Михайловича Гусева (30.01.1909 - 23.01.1944, Москва), поставленная Иваном Пырьевым с участием Марины Ладыниной, Владимира Зельдина и Николая Крючкова в главных ролях, в фильме также снимались Николай Геннадьевич Китаев (18.04.1893- 1942, Москва), Алексей Георгиевич Долинин (22.03.1910 - 16.07.1942- погиб при обороне Воронежа), оператор Валентин Павлов. Сталинская премия Второй степени за 1941 год. Премьера фильма состоялась в Москве 7 ноября 1941 года {премьеры: в США - 6 июня 1944 года под названием "They met in Moscow" ("Они встретились в Москве"), в Швеции - 7 марта 1945 года, в Финляндии - 8 апреля 1945 года};
"Прокурор" - туркменская драма о сломе древних восточных обычаев, режиссёры Евгений Иванов-Барков и Борис Яковлевич Казачков (02.04.1901-12.06.1944 - погиб на фронте) - выпуск на экраны страны 25 декабря 1941 года;
"Романтики" - экранизация документальной повести учителя - писателя Тихона Захаровича Сёмушкина "Чукотка", о ликвидации неграмотности среди чукчей, поставленная режиссёром Марком Донским - выпуск на экраны страны 26 декабря 1941 года.
Тяжело расставались зрители с мирной счастливой жизнью. Работники кинематографии постепенно переходили на постановку военно-патриотических фильмов.
Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!