Я уже рассказывала о внебрачных связях вепсов и о том, как поступала семья с «оступившейся», то есть забеременевшей вне брака девушкой.
Вепсы - один из коренных прибалтийско-финских народов Северо-Запада России, проживающих в настоящее время в Бокситогорском, Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, в Вытегорском и Бабаевском районах Вологодской области и в Прионежском районе Карелии.
А вот как происходило разрешенное обществом сближение девушек и парней в начале прошлого века, то есть уже сто лет назад:
До 18 лет парни, и до 16 лет девушки считались подростками и ни в каких играх и забавах молодежи участия не принимали.
Стать «девкой», то есть девушкой, которой можно уже задумываться о браке, можно было так: какой-либо парень подходил на беседе к намеченной особе и приглашал ее идти «в проводку».
Она не шла. Тогда вставал еще парень, оба подхватывали ее под руки, водили быстро по полу в избе, а другие девушки пели «Пошли по полу водиться. Пособи, Бог, научиться. Где сойдутся – приобнимутся, разойдутся – поцелуются». Вот девушка и введена в свет.
Интересно, кстати, вспоминаю рассказ своей бабушки — русской, тоже жившей некогда на территории Ленинградской области, а потом с родителями уехавшей оттуда аж в Мурманск от колхозов и прочей «коллективизации», и она говорила, что ее отец как-то раз очень сильно избил, когда увидел, что ее провожает парень из школы. А ведь ей уже лет 20 было (из-за войны она доучивалась уже в этом возрасте), и с парнем вообще ничего неприличного не было — просто днем, принародно, прошлись до дома. Но это прям страшно напугало отца — а вдруг гулять начнет дочка, и что еще случится.
А вот у вепсов к свиданиям до брака относились проще. Летом парни и девушки встречались в лесу, на качелях, на воскресных и праздничных гуляньях; зимой на беседах (где искали себе «беседниц».)
Было это так. Парни переходили с беседы на беседу с песнями и гармонями. Войдя на беседу, становились у порога, ждали приглашения девушек. Когда девушки скажут: «Садитесь», они садились где есть место, а если нет, то взбирались на печь.
У кого была «беседница», тот садился с нею рядом, а если нет места, то беседнице на колени.
Забавный момент: не девушка парню, а парень девушке садился на колени. Сейчас такое странно воспринимается, как перевертыш социального поведения у разных полов, а раньше таких стереотипов не было (по крайней мере у вепсов).
Парень подходил к нравящейся ему девушке и кланялся ей. Если она вставала и отвечала на его поклоны, то, значит, желала быть его беседницей, если же она не вставала, а только чуть кивала головой на поклон, то не желала.
Отказывали только те девушки, которые имели постоянного, неизменного беседника, но по большей части они не отказывались побеседовать с каждым парнем, проявившим такое желание.
Случались на беседе и драки парней из-за девушек.
Ухаживание парней заключалось не только в «сиженьи» на беседах, но и в «стояньи» в сенях в ласках (не совсем приличных).
Родители обращали внимание на нравственность детей, но вольные ласки и шутки не считали безнравственными и не запрещали их.
Однако они были против «стояния в сенях» вечером в темноте и против провожания девушки парнем домой с беседы. Очевидно потому, что на беседе девушки под надзором прочей молодежи, а во время проводов, наедине, может случится что угодно. Хотя, если что-то и случалось, то это все тщательно скрывалось от всех (и если женщина в итоге не беременела, то никакого осуждения за этим не следовало — как говорится, нет последствий, нет проблем, главное свои связи не афишировать).
Источник информации: А.В. Лескова. Рукопись «О чухарях» (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 373. Л. 2–49)