Среди компаний, применяющих международные стандарты, есть те, которые обязаны это делать по закону. Одни из них — государственные компании. Разберемся, что требует от них законодательство и как они могут оптимизировать затраты при переходе на МСФО.
Что требует законодательство
В 2012 году в России состоялся переход к составлению отчетности по МСФО, когда большинство российских общественно значимых компаний обязали составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Такое требование содержит Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Среди общественно значимых компаний большую долю занимают компании, находящиеся под госконтролем, преимущественно связанные с выполнением государственных заказов, с добывающими отраслями или иными естественными монополиями. Это федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности. Следование МСФО, которые значительно повышают качество финансовой отчетности, приводит к более обоснованным решениям в сфере распределения общественных ресурсов и реализации государством социально значимых задач, повышая прозрачность и подотчетность органов государственной власти.
Перечень компаний, находящихся под госконтролем и на которых распространяется действие Закона № 208-ФЗ, утверждён Распоряжением Правительства РФ от 27.10.2015 N 2176-р и постоянно обновляется.
Часть компаний в этом перечне не формируют Группу, так как не имеют дочерних компаний, но это не снимает с них обязанности составлять отчетность по МСФО (п. 5 ст. 2 Закона № 208-ФЗ).
В статье мы постараемся ответить на вопросы, с которыми сталкиваются компании государственного сектора при первоначальном применении МСФО. И поделимся нашим 15-летним опытом работы с госкомпаниями в целях эффективной оптимизации затрат при переходе на МСФО. Часть материала будет полезна также иным компаниям, впервые отчитывающимся по Закону № 208-ФЗ.
Когда представлять первую отчетность
Как было указано выше, концепция МСФО определена Законом 208-ФЗ как основополагающая для формирования консолидированной финансовой отчетности.
Отечественные бухгалтеры долгое время должны были составлять не консолидированную, а сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.1996 №112. Этот вид отчетности принципиально отличается от консолидированной отчетности по МСФО как техникой составления, так и определением перечня компаний, данные которых необходимо включить в консолидированную отчетность. Методические рекомендации по составлению сводной отчетности Минфин отменил после введения в действие Закона № 208-ФЗ (приказ Минфина России от 14.09.2012 № 126н).
После введения в действие Закона № 208-ФЗ любую консолидированную финансовую отчетность, будь то требуемую законодательством, либо требуемую учредительными документами - следует составлять по МСФО (п. 2 ст. 2 Закона № 208-ФЗ). Однако, на взгляд авторов статьи, любая Группа вправе составлять консолидированную отчетность по РСБУ, например, для удобства менеджмента, по запросу банков и пр. (указанные в п.1 ст.2 Закона № 208-ФЗ – только в дополнение к отчетности по МСФО). Принцип консолидации по РСБУ при этом должен быть основан не на архаичных Методических рекомендациях, а на МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная отчетность» (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
По МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная отчетность» перечень компаний, подлежащих консолидации, определяется исходя из наличия контроля между материнской и дочерними компаниями, а техника консолидированной отчетности по МСФО включает такие приемы, как:
- элиминирование внутригрупповых оборотов и остатков;
- исключение показателей капитала дочерних компаний;
- признание неконтролирующей доли участия и гудвила;
- оценку по справедливой стоимости активов и обязательств дочерних компаний на дату приобретения и прочее.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам или собственникам имущества организации в срок не позднее 120 дней (здесь и далее сроки для кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ и отличаются от указанных) после окончания отчетного года, за который составлена отчетность.
В 2020 году сроки продлены до 180 дней в связи с пандемией (информационное сообщение Минфина России от 09.04.2020 № ИС-учет-26). При этом такая отчетность также подлежит обязательному аудиту, а аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной отчетностью (ст. 5 Закона № 208-ФЗ). На практике это означает, что в срок не позднее конца апреля компании должны не только подготовить консолидированную финансовую отчетность, но и пройти аудиторскую проверку, что наряду с подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности, значительно увеличивает трудозатраты и нагрузку на бухгалтерскую службу компаний.
Промежуточная консолидированная отчетность. Такая отчетность представляется участникам только в случае и в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 2 ст 4 208-ФЗ).
Поэтому компании, которые впервые обязаны составлять отчетность по Закону № 208-ФЗ, должны первым делом определить, не содержится ли в их учредительных документах обязанности предоставлять участникам / собственникам имущества консолидированную промежуточную отчетность. В этом случае перейти на МСФО им потребуется на полгода раньше, что представляет собой очень серьезный вызов.
Обязанность представлять промежуточную консолидированную отчетность может быть установлена также федеральными законами, например Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Аудировать промежуточную консолидированную отчетность Закон № 208-ФЗ не требует. На практике, если требуется заверить ее у аудитора, обычно проводится не аудит, а обзорная проверка (стандарт МСОП (ISRE) 2400). Это существенно дешевле и проще полноценного аудита.
Что важно при первом применении МСФО
Особенности составления отчетности по МСФО впервые регулирует МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности». Согласно разъяснениям Межведомственной рабочей группы по применению МСФО № ОП 2-2012 (далее - «МРГ по МСФО»), если компания до внесения ее в перечень Закона № 208-ФЗ применяла МСФО добровольно, то при подготовке консолидированной финансовой отчетности за отчетный год МСФО (IFRS) 1 больше применять нельзя, и указанные в этом разделе упрощения на такие компании не распространяются. Под добровольным применением МСФО понимается представление внешним пользователям консолидированной финансовой отчетности, в которой есть четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.
Дата перехода на МСФО. Применяя МСФО впервые, важно правильно определить дату перехода. Госкомпании обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством РФ (ст. 8 Закона № 208-ФЗ).
По всем суммам, отраженным в финансовой отчетности, следует раскрывать сравнительную информацию за предыдущий период (п. 38 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»). Согласно п. 21 МСФО (IFRS) 1 первая финансовая отчетность компаний по МСФО должна включать, по крайней мере:
- три отчета о финансовом положении;
- два отчета о совокупном доходе;
- и соответствующие примечания, включая сравнительную информацию.
Пункт 6 МСФО (IFRS) 1 устанавливает, что компания должна подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении по МСФО на начало самого раннего периода, представляющего собой полную сравнительную информацию.
Таким образом, если компания в 2019 году впервые включена Правительством в перечень Закона № 208-ФЗ, то она должна составить первую консолидированную финансовую отчетность за 2020 год. При этом компания должна представить сравнительную информацию, как минимум, за один предшествующий период, то есть за 2019 год, и составить вступительный баланс на 1 января 2019 года – эта дата и будет считаться датой перехода на МСФО.
Переоценка внеоборотных активов на дату перехода. Составляя первую консолидированную отчетность, можно использовать ряд допущений и исключений, установленных МСФО (IFRS) 1. Наиболее актуально для госкомпаний право оценить объекты внеоборотных активов на дату перехода на МСФО по их справедливой стоимости и использовать эту справедливую стоимость в качестве условной первоначальной стоимости на эту дату.
Внеоборотные активы, в первую очередь недвижимость, большинства образованных в 90-е годы государственных компаний представляют собой имущество государства, ранее принадлежавшее министерствам, ведомствам и прочим муниципальным образованиям, на базе которых созданы новые госкомпании. Другая значительная часть активов госкомпаний, прежде всего, ФГУП, образована за счет внесения имущества, ранее закрепленного за другими государственными компаниями / балансодержателями.
Большинство таких активов в наши дни уже полностью самортизированы либо имеют очень низкую остаточную стоимость. Их первоначальная стоимость также под вопросом, так как предприятия редко когда оценивали в РСБУ справедливую стоимость активов при получении их в хозяйственное ведение или собственность от государства и иных госкомпаний. Часть активов строились или приобретались до 2000 года, и к ним требуется применять гиперинфляционные корректировки по МСФО (IAS) 29 (в процессе нужно не забывать, что до 1997 года могли отражаться обязательные переоценки стоимости).
В результате стоимость внеоборотных активов по данным РСБУ на дату перехода на МСФО в значительной степени не может быть использована для учета по МСФО. Ретроспективный пересмотр стоимости по правилам МСФО при этом может быть слишком трудоемким, а часто и невозможным. В этих условиях для госкомпаний крайне актуально разрешение пересматривать на дату перехода стоимость части основных средств по справедливой стоимости.
Важный момент. Такой пересмотр стоимости отдельных основных средств по МСФО (IFRS) 1 происходит лишь один раз на дату перехода и не налагает на компанию обязательств ни переоценивать весь класс подобных активов, ни продолжать переоценку этих основных средств в другие периоды.
Отдельно от вышеуказанного права в МСФО (как и в РСБУ), компании вправе принять модель учета отдельных групп основных средств или всей инвестиционной недвижимости по справедливой стоимости.
Внимание!Мы рекомендуем с большой осторожностью отнестись к этому праву выбора.Во-первых, закрепление такой опции в учетной политике потребует значительных финансовых затрат на ежегодную переоценку активов (не менее 50% от первоначальных затрат на независимых оценщиков).Во-вторых, такая учетная политика усложнит прогнозирование финансовых результатов, особенно при наличии существенной инвестиционной недвижимости, результат от переоценки которой отражается непосредственно в отчете о финансовых результатах.В-третьих, стандарты де-факто запрещают откат от такой учетной политики к традиционной, то есть к учету по первоначальной стоимости. Ведь по МСФО (IAS) 8 менять учетную политику можно только в случае, если новые методы позволят повысить достоверность финансовой отчетности, а не из-за большей рациональности учета.
Теоретически стандарты допускают также переоценку нематериальных активов на дату перехода на МСФО. Однако такая переоценка допускается только при наличии активного рынка (п. D7b МСФО (IFRS) 1), что неприменимо практически ко всем нематериальным активам в РФ.
МСФО (IFRS) 1 также разрешает отразить на дату перехода по справедливой стоимости права на использование активов, признаваемые по МСФО (IFRS) 16 «Аренда». На наш взгляд, обычно это не нужно – значительно быстрее и дешевле самостоятельно посчитать их величину по МСФО (IFRS) 16, чем объяснять оценщикам и аудиторам схему оценки справедливой стоимости этих специфичных активов.
Отдельная тема – учет земли и зданий, которые приносят доход в виде арендных платежей. Такие активы определяются МСФО (IAS) 40 как инвестиционная недвижимость. При этом, если актив используется и для сдачи аренду, и для собственных нужд, то стандарт определяет особые правила, которые на практике приводят к тому, что в МСФО обычно нужно разделить объект на два инвентарных номера: один из которых останется в основных средствах, а второй будет классифицирован как инвестиционная недвижимость. Деление осуществляется исходя из доли сдаваемых в аренду/занимаемых площадей – изменение этой пропорции в течение отчетного периода будет приводить к реклассификациям в отчетности. Если при этом учетная политика по основным средствам и инвестиционной недвижимости разная, например одни признаются по переоцененной, другие по первоначальной стоимости, то такие постоянные реклассификации будут существенно усложнять подготовку МСФО-отчетности.
Займы, полученные от государства. Компания должна классифицировать все займы, полученные от государства, как финансовое обязательство на дату перехода на МСФО. Выгода от займа, предоставленного государством по процентной ставке ниже рыночной, не признается как государственная субсидия, и компания может использовать балансовую стоимость этого займа, определенную на дату перехода на МСФО по ранее применявшимся РСБУ, в качестве балансовой стоимости займа во вступительном отчете о финансовом положении по МСФО (если же на дату первичного учета займа по РСБУ у компании имелись данные о его справедливой стоимости, то она вправе учитывать такой займ по IFRS 9 на дату перехода на МСФО согласно B11 МСФО (IFRS) 1). После даты перехода на МСФО организация должна применять МСФО (IFRS) 9 для оценки таких займов (п. B10 МСФО (IFRS) 1).
Влияние эффекта перехода. Компания должна пояснить, как переход от предыдущих РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств (п. 23 МСФО (IFRS) 1). Для этого в соответствии с МСФО (IFRS) 1 компания обязана включить в первую финансовую отчетность сверку показателей первой отчетности по МСФО с показателями РСБУ- отчетности, показав причины отличия чистой прибыли и капитала. Обычно государственные компании не составляют консолидированную отчетность по РСБУ, поэтому, на наш взгляд, формально это требование к ним не будет применяться (п.28 МСФО (IFRS) 1). Однако если составить консолидированную отчетность по РСБУ несложно (например если дочерние компании незначительные), то эти раскрытия сделать полезно, поскольку отличия МСФО от РСБУ при первом применении в государственных компаниях всегда существенны и их понимание полезно пользователям отчетности.
Девять шагов по переходу на МСФО
При подготовке к составлению первой консолидированной отчетности, учитывая жесткие сроки ее предоставления, важно качественно проработать план перехода на МСФО. Финансовые показатели надо представить на три отчетные даты, а основные расчеты провести на дату перехода. Это значит, что часть работ по подготовке можно и нужно проводить, не дожидаясь окончания отчетного периода.
На наш взгляд, надо решить следующие организационные и методологические вопросы.
1. Выбрать специалистов для подготовки отчетности по МСФО.
Компания, никогда ранее не составлявшая МСФО-отчетность, как правило, не содержит в штате таких специалистов. В большинстве случаев консолидированная отчетность представляется раз в год, а на ее подготовку требуется 1,5–2 месяца. Потому обычно нецелесообразно держать в штате отдел высокооплачиваемых специалистов по МСФО целый год. На наш взгляд, наиболее эффективным решением будет привлечение к подготовке сторонней компании, которая имеет хороший опыт оказания услуг по подготовке и сопровождения аудиторской проверки консолидированной отчетности для госкомпаний, а также знакома с их спецификой.
Классический выбор способа подготовки отчетности при переходе на МСФО ‑ параллельный учет или трансформация – у госкомпаний обычно не стоит. Руководство компании не готово использовать МСФО для управленческих целей, а пользователям отчетность по МСФО не нужна чаще, чем раз в год. Поэтому внедрение программного обеспечения для параллельного учета будет нерациональным. Вполне достаточно делать трансформацию раз в год или два раза, если требуется промежуточная отчетность.
2. Сформировать рабочую группу из штатных сотрудников компании.
Если в компании нет собственных специалистов по МСФО и привлекается аудиторская фирма, можно выделить несколько вариантов участия специалистов компании в подготовке отчетности:
- пассивное, или минимальное, участие. Характеризуется тем, что в проекте участвует минимум один человек, знающий специфику компании и способный организовать получение необходимых данных от разных подразделений;
- активное участие. Предполагает, что в дополнение к сотруднику из первого пункта к проекту подключаются сотрудники компании, которые помогают с техническими задачами и параллельно обучаются. Это позволяет снизить трудозатраты рядового персонала аудиторской фирмы, но увеличивает трудозатраты руководства проекта. Поэтому обычно влияние такого подхода учитывается в уменьшение стоимости проекта из расчета 60‑80% ставки рядовых специалистов аудиторской фирмы;
- проактивное участие. Требуется в случаях, когда со следующего года предприятие планирует вести учет полностью или частично самостоятельно. Понадобится обучать персонал компании. Стоимость проекта при этом обычно увеличивается на 20‑30%. Участие сотрудников в процессах первичной трансформации в этом случае также очень желательно: полезность теоретических знаний и практических навыков несопоставимы. Однако полной автономности при подготовке МСФО-отчетности в последующем обычно не удастся достичь сразу, и первое время потребуется привлекать аудиторскую фирму для консультирования. Обычно составляет 30‑50% бюджета проекта по трансформации за один год.
3. Выбрать независимого оценщика для определения справедливой стоимости внеоборотных активов.
Для МСФО-отчетности, как мы указывали выше, скорее всего потребуется оценка части активов единовременно на дату перехода. На этом этапе важно определить перечень активов к оценке. Это потребует профессионального суждения, поэтому важно согласовать решения с аудитором.
Полная переоценка всех активов обойдется дорого, а также усложнит трансформацию и аудит. Лучше исключить несущественные активы и активы, первоначальная стоимость которых адекватна, например приобретены недавно у независимых сторон. Кроме того, целесообразно выяснить, оценка каких активов имеется на какую-либо отчетную дату. Возможно, она пригодится, чтобы сократить затраты на услуги оценщика.
Для работы оценщика следует отобрать, как минимум, виды существенных активов, как имеющихся на дату перехода на МСФО, так и полученных в течение отчетного и сравнительного периодов:
- приобретенные у государства или государственных предприятий по стоимости, отличающейся от рыночной;
- полученные от государства в качестве вклада в уставный капитал или в хозяйственное ведение;
- приобретенные по договорам, предполагающим оплату в рассрочку более чем на год;
- полученные от предыдущего балансодержателя;
- незавершенное строительство, кроме готовых активов, не введенных в эксплуатацию;
- возможно, также основные средства, частично или полностью квалифицируемые в целях МСФО как объекты инвестиционной недвижимости.
4. Выбрать аудитора отчетности по МСФО.
Это важно, поскольку на ранних этапах подготовки к переходу на МСФО придется согласовать элементы учетной политики и сложные вопросы учета. Целесообразно готовить консолидированную финансовую отчетность с учетом мнения аудиторов.
Часть работ по подготовке сравнительных данных следует выполнить до окончания отчетного периода. В этом случае аудитор также сможет проверить и подтвердить эти данные заранее, в том числе результаты работы оценщика. Оставлять согласование с аудитором ключевых вопросов и исходных данных на март-апрель очень рискованно – их надо согласовать максимально заблаговременно.
Отметим также, что для снижения стоимости услуг до уровня 50‑75% стоимости аудита РСБУ-отчетности целесообразно совмещать аудит международной и российской отчетности. Помимо финансовой экономии снижается и нагрузка на бухгалтерию.
5. Разработать и утвердить учетную политику.
В первую очередь, важно выбрать учетную политику для основных средств и инвестиционной недвижимости ‑ будут ли они переоценены единократно на дату перехода МСФО или планируется переоценивать их ежегодно. Этот метод можно применить к отдельным группам основных средств. Во втором случае необходимо будет уточнить задачу оценщикам. Кроме того, по мере работы могут появляться иные подходы и аспекты учетной политики, которые необходимо обсуждать с аудитором.
6. Пересмотреть инвестиции компании и определить периметр консолидации.
По МСФО перечень компаний, подлежащих консолидации, определяется на основании наличия контроля. При этом наличие и размер доли в уставном капитале ‑ не единственный критерий включения в периметр консолидации. В то же время по разъяснениям рабочей группы по МСФО №ОП 9-2016 материнская организация не обязана консолидировать несущественные дочерние общества (в отдельности и в совокупности.
7. Подготовить бюджет деятельности компании на три-пять лет.
Если учетная политика компании предполагает последующее признание активов или их части по первоначальной стоимости, то в целях МСФО при наличии внутренних и внешних признаков обесценения требуется провести тест. Сейчас это особенно актуально для большинства компаний в связи с пандемией. Результаты этого теста и величина признаваемого обесценения напрямую зависят от бюджета компании на следующие три-пять лет и от выбранной ставки дисконтирования. Бюджет и ставку важно своевременно согласовать с аудитором.
8. Определить реальные оставшиеся сроки полезного использования.
В целях оптимизации затрат на услуги независимого оценщика компания может самостоятельно с помощью технических специалистов определить оставшиеся сроки полезного использования по внеоборотным активам на дату перехода. Пересмотр сроков по МСФО ‑ это обязанность компании и на последующие даты и выполняется обычно только для существенных активов.
9. Провести актуарные расчеты и подготовить раскрытия по негосударственным пенсионным планам.
Большинство госкомпаний осуществляет выплаты сотрудникам, квалифицируемые в МСФО как долгосрочные: выплаты за стаж, премии к юбилею, премии в связи с уходом на пенсию, материальную помощь неработающим сотрудникам (пенсионерам), выплаты по смерти и др. Все они или большинство из них требуют актуарных расчетов для отражения обязательств на каждую отчетную дату и сложных раскрытий по МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам». Расчет обязательств по таким долгосрочным вознаграждениям требует от компании сбора значительных данных и разработку модели учета от лиц, отвечающих за подготовку отчетности.
Отметим, что некоторые аудиторы могут потребовать, чтобы расчеты делали профессиональные актуарные компании. Но в соответствии с разъяснением рабочей группы по МСФО №ОП 10–2017 ни МСФО, ни законодательство РФ не обязывают компанию, которая не отвечает критериям объекта обязательного актуарного оценивания, привлекать профессионального актуария. По нашему опыту, хорошее качество и поддержку при аудите могут обеспечить и грамотные специалисты по МСФО, хорошо владеющие Excel и разбирающиеся в МСФО (IAS) 19.
Каковы затраты, выгоды и неожиданные последствия перехода на МСФО
Основная проблема перехода на МСФО для госкомпаний ‑ это, конечно, затраты на составление, аудит отчетности и на оценку внеоборотных активов. В первый год эти суммы особенно значительны, поскольку работа ведется не над одной отчетной датой и одним отчетным периодом, а над тремя отчетными датами и двумя периодами. Плюс учетная система еще не налажена.
Исходя из информации, публикуемой в открытых источниках, такой как результаты тендеров, стоимость основных услуг в области МСФО по включенным в реестр Закона № 208-ФЗ государственным компаниям среднего размера составляет обычно (конкретные суммы зависят от размера компании/группы, а также особенностей учета и операций):
- от 800 тыс. до 4000 тыс. руб. за подготовку консолидированной финансовой отчетности за один финансовый год. Стоимость услуг по подготовке консолидированной отчетности при первом применении, как правило, больше в 2,5‑3 раза за счет необходимости полного анализа учета РСБУ и разработки учетной политики и дополнительных раскрытий, требуемых при первом применении МСФО;
- от 1800 тыс. до 7000 тыс. руб. за аудит консолидированной финансовой отчетности за один финансовый год.
Грамотное планирование проекта, в том числе с использованием идей, предложенных в этой статье, позволит существенно сократить расходы на проект.
Для успешного внедрения проекта (создания политической воли, выделения ресурсов и т.п.) целесообразно также донести до сведения руководства компании пользу, которую компания получит в случае составления отчетности по МСФО, в частности:
- Финансовые результаты в отчетности по МСФО обычно хуже, чем в РСБУ-отчетности. Это поможет эффективнее решать вопросы субсидирования компании с профильным ведомством и Росимуществом.
- Участие дополнительных опытных аудиторов повысит достоверность отчетности и поможет своевременно выявить дополнительные риски.
- Отчетность по МСФО позволит руководству компании представлять более достоверное финансовое положение, поскольку стоимость внеоборотных активов будет приближена к реальной, поскольку будут отражены долгосрочные обязательства перед персоналом и т.п.
- Аудированная отчетность по МСФО обычно позволяет привлекать кредитные средства на более льготных условиях.
- Компания, которая публикует консолидированную финансовую отчетность, вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Это положение дает определенную свободу творчества, ограниченную только смелостью руководства и отношениями с ведомственным регулятором, и, конечно, перечнем оставшихся отличий МСФО и РСБУ. Теоретически компания может внедрять решения, существенно влияющие на финансовые результаты и финансовое положение по РСБУ, на трудоемкость ведения учета по РСБУ и по МСФО и даже имеющие налоговые последствия.
По итогам перехода госкомпании на МСФО есть еще одно, как минимум, неочевидное последствие, которые лучше обдумать в процессе проекта. При выборе учетной политики по МСФО следует иметь в виду, что госкомпания может быть обязана платить государству дивиденды по чистой прибыли МСФО, если она окажется выше прибыли РСБУ. Этот момент может стать сюрпризом для руководства компании, причем очень поздно ‑ в конце апреля, а суммы могут быть существенными. Поэтому важно отслеживать возможное влияние решений по учетной политике на консолидированную финансовую отчетность.
Авторы статьи:
Екатерина Апарина, главный эксперт Департамента международной отчетности.
Антон Каланов, руководитель Департамента международной отчетности ООО «Интерэкспертиза», AGN International