Найти тему
Inventive English

Ребенок путает b и d. Почему объяснения бесполезны?

Оглавление

В ученических тетрадях часто попадаются загадочные слова:

Ио, boes, deb, bog, dallerina, tly...

Проблема букв, развернутых в противоположную сторону, кажется нерешаемой. Ученики даже в 7 классе нередко их "зеркалят", учителя зачеркивают красной ручкой и снижают оценки, родители и репетиторы призывают детей быть внимательными и проверять то, что они пишут.

Дети часто путают и "зеркалят" буквы b, d, g, p, q, f, t, d, s, I, i, j.

Но пара b VS d – абсолютный чемпион по путанице. А так как это очень распространенные буквы, проблема действительно серьёзная. Поэтому разные "запоминалки" (способы запомнить разницу между путающимися буквами) очень популярны.

Я объясняла ученикам разницу между b и d всеми способами.

Самый простой и понятный (по крайней мере, для взрослых) способ – дописать букву b до полноценной русской Б, а буква d смотрит в ту же сторону, что и русская д, только "хвостиком" вверх.

Кстати, русскую д в некоторых шрифтах тоже пишут с хвостиком вверх: д.

Английская буква "d"   смотрит в ту же сторону, что и русская "д" (пунктирная линия хвостика). Но в курсивных и декоративных шрифтах русская "д" тоже пишется  "хвостиком" вверх.  Часто такое написание можно увидеть на открытках (как красная буква "д"  в слове "Поздравляю")
Английская буква "d" смотрит в ту же сторону, что и русская "д" (пунктирная линия хвостика). Но в курсивных и декоративных шрифтах русская "д" тоже пишется "хвостиком" вверх. Часто такое написание можно увидеть на открытках (как красная буква "д" в слове "Поздравляю")

Заметьте, что в английском алфавите d и g - это совершенно разные буквы, а в русском - одна и та же!

Почему в русском языке существует два совершенно разных написания одной буквы, мне выяснить не удалось даже в столь авторитетном источнике, как "Книга про буквы от Аа до Яя" Юрия Гордона.

Другой способ - самый любимый детьми – кроватка из двух «лайков»:

Слово "bed"  (кровать), составленное из "лайков"
Слово "bed" (кровать), составленное из "лайков"

Можно сделать и такую "дизайнерскую" кровать:

-3

Англоязычные учителя еще ухитрились придумать, что у «b» впереди живот «belly» ( в русском варианте «буква b наелась bутербродов), а у буквы «d» сзади рюкзак «duffel-bag».

Кстати, где у буквы «впереди», а где «сзади»? Ведь этот способ может сработать и в противоположную сторону: можно сказать, что живот «впереди» у буквы d, так как буквы мы пишем слева направо.

Есть еще чисто американский вариант объяснения с бейсболом и барабаном («drum»):

-4

Но это так, для общего развития, в России мало кто интересуется бейсболом, а барабан вообще не начинается на букву д.

С другой стороны, барабан можно заменить дверной ручкой - doorknob .

-5

В общем, варианты «запоминалок» ограничены только вашей фантазией.

Все объяснения хороши, но …

НИ ОДНО НЕ РАБОТАЕТ!!!

Проблема остается прежней – дети считают, что они написали букву, а куда она развернута – дело десятое. Все объяснения только «рубят веточки», а корень проблемы цел и невредим.

Корень в том, что дети не просто забывают, куда развернута буква, а в том, что в процессе письма они этого не замечают.

Ребёнок привык иметь дело с материальными объектами – чашку можно развернуть как угодно – она все равно останется чашкой. Буква для ребёнка – это картинка, он помнит общий вид, но направление – ещё нет. Дети легко понимают сходство и различие в написании букв, но картинка в зеркальном отражении для них – это то же самое изображение.

Сначала детям нравится объяснение с кроватью и лайками, но потом они опять перестают контролировать эти буквы – это просто особенность детского характера. Бороться с ней очень сложно. Ребёнку можно повторять сколько угодно, чтобы он проверял буквы, в которых путается, но он этого не будет делать – многократно проверено на опыте.

Дело в том, что процесс письма – автоматический, поэтому ребёнок просто не может прерывать письмо, чтобы вспомнить, в какую сторону написать букву.

Это похоже на то, как мы идем по скользкой дороге: мы выбираем место, КУДА поставить ногу, но не контролируем движения мышц ноги (КАК поставить ногу)– это происходит неосознанно.
Идти, думая постоянно о том, как работают мышцы, было бы очень сложно. Так же получается, и когда мы пишем: мы думаем, какую букву написать («куда поставить ногу»), но думать о движении руки при написании каждой буквы (так же как и о мышцах ноги) слишком утомительно. Для ребенка это непосильная задача.
При борьбе с путающимися буквами рекомендуют акцентировать внимание на этих буквах, выделять их в тексте и т.п., но такие способы неэффективны – перечитайте ещё раз пример с ходьбой, и вы поймёте, что это вызовет только лишний стресс.

Попробуйте сами: напишите небольшой текст, заставляя себя писать какую-то букву непривычным способом. Например,

-6

Чувствуете, насколько стало тяжелее и дольше писать?

А ведь дети путают не только b и d . Представляете, сколько им придётся запоминать и проверять?

Поэтому не морочьте голову ни себе, ни ребёнку «запоминалками», а примите превентивные меры. Какие - читайте далее.