Найти в Дзене

Выбор профессии: Информационные Технологии

Оглавление

Всем доброго времени суток!

Начинаю новую рубрику на своё блоге, посвященную профориентации. В этой рубрике я буду рассказывать о профессиональных областях, в широком смысле, при этом рассказывая о возможных направлениях внутри этих областей. Расскажу о том, человеку с каким мышлением, образом жизни, типажом, будет комфортнее работать в той или иной области и направлении.

Будут обзоры больших областей, например IT, Экономика и Финансы. Внутри каждой из них могут быть десятки разных профессий и т. д. Порой, человеку может нравиться определенная область, но можно ошибиться с выбором конкретной профессии в ней - в итоге происходит разочарование, с кучей сопутствующих проблем. Чтобы этого не произошло, необходимо знать подробности, подстелив таким образом соломинки. Писать буду применительно к России (с оговорками про регионы, если будет нужно); местами опыт применим к СНГ, а где-то и ко всему миру.

Рассчитываю на то, что эта рубрика будет интересна в первую очередь школьникам старшего возраста (для младших нужен отдельный материал, с другой подачей, с другими фактами), студентам, их родственникам, а также всем, кто задумывается о смене профессии, либо кому просто интересно, "а как там у них". Также хочу напомнить, что статья не заменяет консультации по выбору профессии. Если необходимо - обращайтесь. За краткими консультациями можно обратиться прямо здесь в комментариях, а за подробными - пишите в личку.

Информационные технологии - как я с ними связан?

Итак, Информационные Технологии. Мне легко про это писать, посколько в этом мире, в этой области, я уже очень давно. Больше половины жизни. Первый раз за реальный компьютер я сел в 8 с копейками лет, это было в начальной школе. Мне очень повезло с первой учительницей, а еще примерно тогда же обзавёлся я первой личной техникой. Как-то довольно скоро понятно стало, что это - моё. Позже было самостоятельное изучение программирования, устройства компьютера, систем; я изучал разные программы. Должен отметить, что сейчас компьютерами мало кого удивишь, а тогда, в 90-е, это был словно другой мир. В 12 лет я пошел на свои нормальные полноценные курсы - длилась учёба два года, по средам и пятницам, в другой школе, с физико-математическим уклоном. Это было что-то типа кружка или вот как сейчас для детей делают технопарки. Честно скажу, было очень интересно! Настолько, что я еще больше изучал отдельные темы, которые меня тогда интересовали. Довелось, например, в 15-16 лет получить свои первые профессиональные сертификаты Microsoft, после учёбы и соответствующей сдачи экзаменов. Ну а дальше пошла студенческая пора. Я изучал Computer Science, хотя позже несколько разочаровался в нём, перевелся на смешанную специальность, где изучалась экономика, финансы, применение ИТ в этой сфере. Примерно 50 на 50 шло разделение. Еще до студенчества начал работать: был, как сейчас говорят, младшим системным администратором. Позже, однако, еще во время учебы, я понял, что программирование нравится больше. И вот я уже больше 14 лет - программист, разработчик программного обеспечения. Позже я еще доучивался, получил психологическое образование - но это немного другая история. Об этом расскажу отдельно, отмечу лишь, что так вышло, что я по жизни всегда занимаюсь чем-то междисциплинарным.

Когда программируешь с детства ))
NotionPic / Cliparto
Когда программируешь с детства )) NotionPic / Cliparto

Что такое информационные технологии?

Думаю, много рассказывать не нужно, т. к. с этим все так или иначе сталкиваются. В эту большую область экономики, народного хозяйства, сейчас входит всё, что так или иначе связано с компьютерами, их разработкой и обслуживанием, а также компьютерных программ, комплексов, всего сопутствующего. В ИТ может попасть любой, там место всем найдется. Но это речь именно об области, а не о конкретных специальностях. Возможен и в теории, да и на практике тоже, переход из одной специализации в другую - тут всё зависит от человека, его желания, старания, возможностей. Из одних специализаций в другие перейти легко, из других - не очень, из третьих - сложно или почти невозможно. Обратный переход и дауншифтинг (переход сверху-вниз), как понимаете, также возможен.

Ниже я привожу список популярных специальностей. На каждую из них свой небольшой комментарий о том, чем там занимаются, а также сведения о том, нужно ли серьезное образование и подготовка, будет информация и о том, кому больше всего подойдет по типажу и личным качествам.

-2

Специалисты по поддержке

Это те люди, к которым через разные каналы обращаются другие люди (коллеги, сотрудники компаний-партнеров, либо клиенты) за помощью и поддержкой. В ИТ это массовая специальность, при этом они являются младшим звеном - примерно как медсёстры и фельдшеры для врачей.

Деление: между собой делятся на категории обслуживаемого контингента (бизнес-поддержка, техническая поддержка, поддержка процессов), а также на линейность (первая линия, т. е. ближайшая самая к контингенту - принимают и регистрируют проблему; вторая - где пытаются как-то решить проблему самостоятельно, либо ищут того, кто поможет; третья-четвертая - где происходит само решение проблемы и т. д.). Специалисты по поддержке часто также выполняют определенные поручения других участников - разработчиков, системных администраторов, архитекторов, менеджмента.

Начальная подготовка для входа: минимальная. Требуется общее понимание работы компьютеров, систем. Обычно всему остальному придется учиться по мере работы. Отмечу, что повышение квалификации сопровождается карьерным ростом.

Перспективы роста: если хорошо "прокачивать скиллы", то возможно развитие как в своей специализации, так и переход в другие ИТ-подразделения. Чаще всего, специалисты по поддержке вырастают в младших системных администраторов, в системных аналитиков, а также в ИТ-менеджмент. Редкий и счастливый случай - стать разработчиком.

Плюсы и минусы: из плюсов - относительная простота устройства на такую работу, возможность познакомиться с разными людьми в разных отделах (это иногда немаловажно - особенно для карьерного роста). Минусы - бывают авралы, горячие периоды; иногда - неадекватный контингент. К минусам отнесу также частые стрессовые ситуации, т. к. всё горе пользователи обрушивают на поддержку, в первую очередь на первую линию. Из минусов - также - относительно невысокая заработная плата, хотя часто, с неплохой премиальной гибкой составляющей. Правда, специалисты-эксперты могут получать очень даже неплохо.

Требуемые личные качества: пунктуальность; хорошая речь - устная (если общаться предстоит по телефону), письменная (если сочиняются ответы); экстраверсия (придется очень много общаться); желание изучать новое; общий интерес к современным технологиям; стрессоустойчивый характер (желательно уметь эмоционально абстрагироваться от происходящего)

Как и кто обычно становится: студенты ИТ-специальностей (на отдельные, младшие должности можно попасть, будучи студентом других направлений); недавние выпускники в начале карьерного пути (не всех берут в программисты или администраторы без опыта); переквалифицирующиеся сотрудники (например, бухгалтер, специалист по 1С, может запросто по мере развития стать специалистом по поддержке в своей области)

Возможные организации: любые; в небольших по размеру часто эта работа совмещается с работой системного администратора; возможна также работа на аутсорсе - т. е. в отдельной организации, для клиентов

Наша добрая техническая поддержка
VIachaslau Vaitsenok / Cliparto
Наша добрая техническая поддержка VIachaslau Vaitsenok / Cliparto

Системные администраторы

Это те специалисты, которые занимаются настройкой оборудования и программ, поддержкой его в работоспособном состоянии. Также сюда можно отнести отчасти тех, кто занимается ремонтом орг. техники в пределах своей организации.

Деление: В небольших организациях их работа часто совмещается с предыдущим пунктом - т. е. занимаются и поддержкой, и настройкой, и развитием, и закупками в этой области. Бывает даже, что какой-то небольшой софт пишут. В средних и больших организациях могут делиться между собой в зависимости от навыков, направления деятельности (например, одни сисадмины могут заниматься исключительно операционными системами, а вторые - базами данных), опыта.

Начальная подготовка: для младших специалистов подготовка минимальная, но и доверят тогда очень ограниченный участок. Чаще всего, предполагается, что человек умеет устанавливать программы, понимает принцип работы компьютеров и сетей, умеет решать типовые компьютерные проблемы. Также, как и у поддержки, развитие и обучение - гарантия карьерного и зарплатного роста

Перспективы роста: при хорошем развитии и толковости можно развиваться горизонтально, изучать новые направления; чаще всего, рост зарплатный, а не карьерный. Возможны переходы с повышением - чаще всего, именно из администраторов вырастают в ИТ-менеджмент.

Плюсы и минусы: из плюсов - не так много приходится общаться с людьми, как поддержке, но на небольшие организации это не распространяется. Основные плюсы - востребованность, близость к руководству, нестандартные задачи и развитие, хорошие зарплаты у квалифицированных представителей профессии. Минусы - бывают авралы, ненормированный рабочий день (некоторые проблемы возникают ночью, либо еще в какое неудобное время), высокая степень ответственности (плохое качество тех. поддержки не так скажется, как плохая работа администратора, которая может положить работу всей организации); иногда отдельным представителям приходится заниматься монтажем и ремонтом оборудования: нечистая физическая работа, тяжести и т. п. вытекающие.

Требуемые личные качества: если приходится заниматься поддержкой, то как у поддержки; в любом случае, хороший сис. администратор должен обладать внимательностью и усидчивостью, хорошей эвристикой (поиск нестандартных способов решения проблем), желанием развиваться.

Как и кто обычно становится: студенты и выпускники технических и ИТ-специальностей; младшие администраторы часто переходят из поддержки; также возможна подготовка на специальных курсах, но придется после этого долго стажироваться

Особые виды: специалисты по ИТ-безопасности (настраивают и поддерживают системы и оборудование, обеспечивающие безопасность ИТ-инфраструктуры; чаще всего у них за плечами большой опыт работы сис. администратором + дополнительная подготовка по специальности); специалисты по базам данных (эдакая смежная специализация между разработчиком и сисадмином, где в основном поддерживается работа системы управления базами данных, но иногда с доработками, оптимизациями работы и т. п.); специалисты по нестандартному оборудованию (например, всякие принтеры и печатное оборудование для типографий; отдельные виды промышленного оборудования; кассовые аппараты в торговых сетях. Как правило, требования и прочие характеристики, как у сис. администраторов, но потребуется отдельная подготовка по конкретным видам оборудования. Часто такой опыт передается "из рук в руки", от более опытных коллег).

Админ не очень суров и не бородат ))
NotionPic / Cliparto
Админ не очень суров и не бородат )) NotionPic / Cliparto

Административный персонал ИТ-подразделения

В небольших организациях этих людей выделенных нет - их работа распределяется на поддержку, администраторов, а также бухгалтерию и прочие подобные отделы. В серьезных организациях, чаще всего, это специальные люди. Заниматься могут много чем. Допустим, если это большая международная компания, у которой есть филиал в России, то в российском ИТ-отделе чаще всего будут переводчики, свои бухгалтеры. Также сюда относятся секретари руководителей подразделения, бухгалтеры (ведут бухгалтерию внутри подразделения), специалисты по закупкам, специалисты по найму и работе с персоналом. Не буду подробно останавливаться на этом пункте, отмечу лишь, что как правило работа в ИТ на таких должностях требует дополнительно к своим навыкам и особенностям работы также знание специфики ИТ, отдельных процессов. Например, специалисты по работе с персоналом должны понимать, что в их отделе будет высокий процент "ботанов-нердов" и т. п. личностей, которым нужен особый подход и забота. Бухгалтеры и специалисты по закупкам/продажам должны понимать, что именно покупается, чтобы вместо Windows-а Linux не купить ))). Это, конечно, шутка, но с большой долей правды.

Плюсы и минусы: из плюсов, это как правило то, что основной контингент коллег будет относиться к вам с повышенным вниманием; также плюсом является интересная специфика деятельности отдела - всё-таки на передовой прогресса, а сопричастность к этому тоже бывает по-своему приятной. Ярких минусов, отличных от основной специальности, я тут не выделю.

И они тоже могут работать на ИТ
studiostoks / Cliparto
И они тоже могут работать на ИТ studiostoks / Cliparto

ИТ-менеджмент

Очень похоже на предыдущий пункт, но с большими оговорками. Как мне говорил топ-менеджер в ИТ подразделении крупной российской компании, "менеджер в ИТ - это как морская свинка. Она никакая не морская, и никакая не свинка")).

Занимаются тем, что управляют отдельными направлениями в ИТ-подразделениях своей организации, либо всем отделом. В небольших организациях такого деления нет, там часто главный сис. админ и есть главный ит-директор, но в больших организациях, корпорациях, директор по ИТ обычно третий-пятый человек по важности. В зоне ответственности обычно бюджет, управление людьми, контроль, планирование и т. д.

Деление: могут заниматься какой-то узкой специфической темой, но как менеджер (т. е. управлять другими людьми); могут заниматься каким-то сектором или отделом как менеджер. Могут возглавлять ИТ-департамент. Чаще всего, чем выше деятельность, тем меньше оперативной работы, тем больше работы стратегической.

Есть особые виды менеджмента в командах, занимающихся разработкой - о них поговорим позже.

Начальная подготовка: образование в области ИТ и менеджмента; опыт работы в ИТ; опыт управления людьми (с этим часто бывает туго). Бывает, что управлять ИТ ставят людей не из ИТ, а других областей бизнеса

Перспективы роста: т.к. менеджмент тут тоже бывает нескольких уровней, то как правило с одного уровня на другой и переходишь

Плюсы и минусы: обычно, высокие зарплаты в ИТ именно здесь - это плюс; минус - еще больший объем отвественности. За отдельные темы ИТ-директор, например, может нести отвественность вплоть до уголовной. Еще один минус - зайдя в тему менеджмента, обычно отсюда не возвращаются обратно в разработку или системное администрирование, архитектуру. Совмещать часто тоже уже бывает нельзя.

Кто обычно становится: сюда переходят из других ИТ-подразделений и специальностей. Чаще всего те, кто уже "напрограммировался" или "наадминился", когда хочется другого развития. Бывает, что переходят из других подразделений организации. Важное условие - наличие управленческого опыта. Если его нет - придется какое-то время поработать младшим менеджером и т. п.

Большой босс, как говорится, и в Африке Big Boss
robuart / Cliparto
Большой босс, как говорится, и в Африке Big Boss robuart / Cliparto

Будет продолжено
Комментарии, как всегда, приветствуются )