В армии США начаты новые исследования по поиску способов тепловой маскировки техники и военнослужащих. Об этом сообщил представитель армии генерал Мели. Речь идет о разработке технологий, способных надежно скрывать военные объекты, тепло от которых засекают инфракрасные датчики.
Военные пытаются накрывать технику различными антитепловыми сетками. Но все они пока задерживают лишь часть тепла, так что пока не приходится говорить о полной маскировке.
И вспоминается недавняя история – когда тема маскировки приобрела для американцев совершенно реальный характер, когда умение маскироваться - это был вопрос жизни и смерти. Маскировка вдруг стало весьма важной проблемой, когда страны НАТО начали военную операцию в Югославии в 1999 году.
Перед блоком стояла весьма непростая задача. Югославская армия считалась четвертой армией в Европе по численности – она насчитывала 180 тысяч человек. Она входила в число самых сильных европейских армий.
Более того – исторически югославы придавали очень большое значение укреплению и совершенствованию своей военной машины. Дело в том, что после советского вторжения в Чехословакию в 1968 году югославские лидеры решили, что следующей на очереди будет Югославия - и в Белграде была разработана доктрина тотальной войны. Ее называли “народная оборона”.
Эта доктрина исходила из опыта боевых действий югославских партизан во время Второй мировой войны. По всей федерации были созданы части территориальной обороны – и это кроме крупной югославской армии.
В этих условиях НАТО возлагала особые надежды на свое превосходство в современных средствах ведения войны. Предполагалось уничтожать югославские военные объекты с воздуха - и решению этой задачи должно было помочь то, что на стороне НАТО были новейшие электронные системы наблюдения – спутники, самолеты АВАКС.
В условиях современной войны крупные военные объекты трудно скрыть. Американские спутники заранее со всех сторон сфотографировали Белград, и по снимкам было скорректирована карта югославской столицы.
Так были определены цели для авиаударов – например пригород Жарево - там находились несколько военных институтов и академий. Южнее натовской целью стал военный аэродром Батажница – база для эскадрилий МиГ-21 и МиГ-29. С другой стороны Белграда натовцев интересовал район Раковица – там находились радиолокационные системы ПВО. Большинство этих объектов и были атакованы авиацией НАТО.
В современные войне трудно скрыть и танки. Даже если их прятать под маскировочной сеткой среди деревьев, авиаразведка обнаруживает их присутствие по следам от гусениц. Эти следы хорошо видны на земле, их не спрятать.
В современной войне есть и другие способы обнаруживать танки. Например, танки можно успешно замаскировать, но все равно под солнцем их броня нагревается сильнее, чем окружающий лес и земля. А самолеты НАТО были оснащены специальными ракетами, который реагировали на тепловое излучение и сами наводились на цель.
Но сербам все равно часто удавалось перехитрить западных военных. Танки двигались не по полям, а по бетонным и асфальтовым дорогам, что делало менее заметными следы от гусениц.
Или танки перемещались ночью и потом надолго выключали двигатели, чтобы броня остывала к моменту натовских налетов.
В итоге западноевропейские и американские военные признавали, что сербские потери оказались меньше, чем ожидалось – потому что летчики были введены в заблуждение. В частности, сербы часто отвлекали внимание противника от своей бронетехники с помощью ложных целей. Американские солдаты, которые пришли в Косово, нашли там танки из фанеры.
Но подробнее о событиях в Косово - в следующей публикации, в продолжении наших историй о военных хитростях во время войны НАТО против Югославии.