Естественный отбор был и остается движущей силой эволюции в природных условиях. Но человек научился игнорировать его законы. Как это делается и на пользу ли людям такое «неповиновение»?
Положительный отбор — в игнор?
Около 4 миллиардов лет жизнь на Земле меняется, эволюционирует благодаря естественному отбору. Всё, что мешает поступательному движению вперед, природа строго отсекает. Так было, и сейчас эти процессы продолжаются. Вот только человек упорно стремится стать исключением из правил.
На пользу ли нам такая «исключительность? Алексей Кондрашов, профессор биологии Мичиганского университета, считает, что во вред. Но в этом вопросе все совсем не однозначно. Положительный отбор, то есть, закрепление позитивных накоплений, очень важно для эволюции. Существует и отрицательный, это стремление природы избавляться от «неправильных», вредных мутаций.
Было время, когда из десятка рожденных матерью детей выживали 2-3. Даже в очень обеспеченных аристократических семьях начала прошлого века дети нередко погибали от различных болезней. Это был жестокий отбор, но те, что его проходили, чаще всего отличались высокой сопротивляемостью негативным воздействиям среды.
Есть микроорганизмы и простейшие животные, что не меняются на протяжении миллионов лет. Поскольку живут в неизменных условиях. А нас, людей, постоянно «потряхивает», и, по идее, мы должны бы развиваться стремительно. Но этого не происходит, человек часто не поспевает эмоционально, духовно, ментально за меняющимся миром. Почему?
Медицина против естественного отбора?
«Генофонд портится от гуманистических медицинских мер» — утверждает профессор Кондрашов. Сегодня уровень медицины таков, что спасают, выхаживают даже новорожденных с очень глубокими патологиями. Эти дети потом дают свое потомство, тоже не слишком приспособленное к жизни, нестойкое. Часто их жизнь бывает недолгой и не слишком радостной, из-за последствий врожденных или приобретенных недугов.
Что делать? Не лечить опасные болезни, пустить на самотек, пусть выживает сильнейший? Почти каждый из нас, поставив себя на место матери или отца, у которых такой слабый малыш, ответит на этот вопрос отрицательно. Жизнь сама по себе остается величайшей ценностью, особенно остро мы это ощущаем, когда дело касается наших близких. Хотя находятся и приверженцы фашистских идей.
Насколько отключен естественный отбор, как остро стоит эта проблема, толком никто не знает. Серьезных фундаментальных исследований на эту тему нет. Проводились локальные, по более узкой проблематике. Например, в Америке и в Исландии параллельно пришли к выводу о взаимосвязи образования и количества детей в семье. Она на данный момент обратно пропорциональна: тяга к знаниям мешает заводить больше детей. Но это не значит, что так будет всегда, это данность нынешнего исторического момента.
«Старый конь» генофонд не портит?
Еще одна примета времени: родители стали старше. В моде суррогатное материнство и ЭКО. Особенно повысился возрастной порог отцовства. Медийные личности бравируют тем, что стали родителями в возрасте за 70 лет. Хорошо ли это для их потомков?
Женская физиология такова, что она сильно не влияет на качество здоровья плода. С мужчинами сложнее, у него деление сперматозоидов продолжается практически всю жизнь, значит, они неизбежно накапливают мутации, и, как показывает опыт, в основном отрицательные. Поэтому возрастные отцы неизбежно награждают своих наследников неприятными особенностями развития.
Доказано, что в «серебряном» возрасте отцы производят на свет детей с ослабленными когнитивными возможностями. Даже подсчитано: в среднем они на 3 процента уступают в мыслительных способностях малышам, рожденным от молодых отцов.
Редактирование генома — мечты или реальность?
В последние годы много разговоров вокруг «починки» генома человека. Особенно они активировались сейчас, когда стало известно о награждении Нобелевской премией по химии авторов технологии «молекулярных ножниц», способных проводить подобные манипуляции.
Но Алексей Кондрашов, как и ряд его коллег, скептически относится к вероятности близкого и широкого применения методики на людях. Она еще слишком «сырая», плохо изучены вероятные побочные эффекты и иные аспекты использования. Это, скорее, отдаленное будущее генетики, чем настоящее, уверен профессор.
Одну манипуляцию в ряде стран делают и сейчас, это замена митохондрий. Таким образом, при наличии у женщины митохондриальной мутации, будущего ребенка избавляют от неизлечимой болезни. Другие вмешательства в геном человека пока что под большим вопросом.
Жмите ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы всегда быть в курсе всего интересного! Не забудьте поставить лайк, если было полезно.