Найти в Дзене
InfraOne Research

Как государство планирует финансировать инфраструктуру и нацпроекты в 2021-2022 годах?

infraone.ru
infraone.ru

Федеральный бюджет на ближайшие три года утвердят в конце ноября. Если сравнить законопроект о нем, который Госдума рассмотрит в первом чтении в конце октября, с принятым почти год назад «предшественником», становится ясно, что последствия пандемии и экономического кризиса заметно повлияли на планируемые в 2021–2022 годах расходы в инфраструктурной сфере.

Из нашего нового исследования можно узнать, какие национальные проекты могут сильнее всего пострадать от сокращения финансирования, есть ли среди них выигравшие, как власти планируют вкладывать в комплексный план в ближайшие годы и сильно ли изменились федеральные расходы на него в сентябре.

  • Из основных разделов федерального бюджета, прямо или косвенно связанных с инфраструктурой, в 2021–2022 годах наибольшему сокращению подвергнется финансирование «Охраны окружающей среды» (на 19 %, или на 162 млрд руб.). Одновременно государство планирует заметно повысить расходы на «Здравоохранение»: на 5,4%, или на 117 млрд руб. В целом за два года по близким к инфраструктуре разделам бюджета увеличение расходов будет незначительным: на 0,4%, или на 44 млрд руб.
  • Федеральное финансирование 12-ти национальных проектов планируют сократить в 2021–2022 годах почти на 10 %, или на 440 млрд руб. Причем основное снижение отложено на более поздний срок: в 2021 году запланировано уменьшение на 8,8 % (или на 180 млрд руб.), а в 2022 году — уже на 11,2 % (или на 259 млрд руб.).
  • Лишь у двух национальных проектов в 2021 году ожидается рост финансирования относительно прошлых планов: так, вложения в проект «Культура» планируют увеличить на 6,8 % (или на 1,4 млрд руб.), а в «Малое и среднее предпринимательство» — на 18,7 % (или на 8,9 млрд руб.) соответственно. В 2022 году рост ожидается вновь у «Культуры» (на 4,5 %, или на 1,1 млрд руб.) и «Безопасных и качественных автомобильных дорог» (на 42,5 %, или на 10,2 млрд руб.). Причем федеральные расходы на БКАД, начиная с 2022 года, будут на уровне в четыре раза меньшем, чем в 2019–2020 годах (но это планировалось еще при разработке паспорта проекта).
  • Сильнее всего от сокращения федеральных вложений в 2021 году пострадает нацпроект «Международная кооперация и экспорт»: его хотят «урезать» на 21,3 %, или на 26,4 млрд руб. А в 2022 году существенное уменьшение финансирования коснется двух нацпроектов: «Жилье и городская среда» (почти на 33,5 %, или на 63,4 млрд руб.) и «Малое и среднее предпринимательство» (на 30,7 %, или на 27 млрд руб.).
  • Комплексный план в 2021–2022 годах может недополучить 144,5 млрд руб., или 13,3 % от ранее предусмотренного на эти годы объема. Заметнее всего в этот период сократят финансирование «Морских портов России» (на 56 % и 43 % соответственно). В 2021 году вложения, напротив, увеличат в федеральные проекты «Северный морской путь» (почти на 102 %), «Коммуникации между центрами экономического роста» (на 2,6 %) и «Европа — Западный Китай» (на 4,9 %), а в 2022‑м — в «Железнодорожный транспорт и транзит» (почти на 38 %).
  • Основной способ увеличить расходы на отдельные направления в комплексном плане — перераспределение средств с одних федеральных проектов на другие. На наш взгляд, возместить выпадающее финансирование могла бы реализация ининциатив в формате концессий и ГЧП с использованием инструментов проектного финансирования, но для этого в них должны быть готовы участвовать не только инвесторы, но и сами власти.
  • Финансирование проектов в рамках майского указа в 2020 году, вопреки ожиданиям рынка, не замедлилось: за три квартала до него доведено 200 млрд руб. против чуть более 149 млрд руб. за тот же период 2019‑го. Кроме того, по бюджетному исполнению (порядка 55 %) комплексному плану впервые удалось приблизиться к остальным нацпроектам. Чуть хуже в 2020‑м выглядит ситуация с БКАД, чье исполнение в январе — сентябре было ниже прошлогоднего показателя за аналогичный период (46 % против 56 %), но это связано в том числе с ростом плановых расходов.

Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.