Первая мировая война стала своего рода «революционным противостоянием»: в ходе конфликта массово стали применяться танки, огнеметы, гранаты, аэропланы, химическое оружие.
Однако, для Западного и, в меньшей степени, для Восточного фронтов Первой мировой войны ситуация была характерна еще и наличием «позиционной войны». Эта стратегия сводила к минимуму роль конницы, особенно на западе.
Однако, фронт на востоке все же был «просторнее». И там Российская империя вполне себе могла попытаться использовать один из своих главных козырей: кавалерию. Традиционно Россия располагала многочисленной, разнообразной и хорошо обученной конницей. А что у нас было в 1914 году? Десять фактов о положении русской кавалерии в начале двадцатого века.
1. Россия «уделывала» практически любую страну того времени по количеству кавалерийских частей. В империи на 1914 год имелись: 24 кавалерийские дивизии, восемь отдельных бригад и еще много мелких «отдельных» полков, дивизионов и сотен. Затем — создавались еще новые части.
Для сравнения: у французов было только десять кавалерийских дивизий.
2. «Среднестатистическая» русская кавалерийская дивизия разделялась на четыре полка — драгунский, уланский, гусарский и казачий. Были еще элитные кирасиры и «инородческие» части.
Однако, если вы тут вспомнили бессмертное «Бородино» М.Ю. Лермонтова и представили «улан с пестрыми значками, драгун с конскими хвостами», то... разочарую. Все описанные полки (кроме казачьих) имели к 1914 году примерно одинаковую тактику, организацию и повседневную форму. Разве что на парадах отличались друг от друга разительно)
3. О казаках стоит поговорить отдельно. Если в драгунские, уланские и гусарские полки набирали обычных призывников, то казачьи формирования все-таки и в двадцатом веке имели особую специфику. Это была иррегулярная конница, которая создавалась из жителей казачьих войск (войск этих было одиннадцать, к 1914 году). Казаки должны были являться на службу со своим вооружением и снаряжением (частично), по многу лет несли службу. Однако, за это царская власть предоставляла этому сословию ряд льгот.
4. Такое количество конницы может показаться кому-то признаком отсталости России, однако, здесь необходимо учитывать некоторые особенности русской кавалерии в двадцатом веке. Мало того, что практически все кавалеристы обучались и огнестрельному бою в пешем строю, так их еще и поддерживали пулеметы с артиллерией.
На одну кавалерийскую дивизию приходилось по двенадцать орудий и по восемь пулеметов. Конно-пулеметные и конно-саперные команды, артиллерийские дивизионы — должны были усилить «простую» конницу. Стоит отметить, что в дальнейшем такая тактика развивалась, пик ее пришелся на Гражданскую войну.
5. Полки «регулярной» русской кавалерии разделялись на эскадроны, казачьи полки — на сотни. В среднем, русская кавалерийская дивизия имела в своем составе четыре тысячи человек.
6. Были в Российской империи и кирасиры (в составе четырех элитных гвардейских полков), они часто выполняли церемониальные функции. К царскому двору были приближены и гвардейские казачьи части.
7. Русская кавалерия сыграла важную роль в начале войны: она позволила осуществить «стратегическое развертывание» остальной армии. Конники Российской империи провели много удачных атак и операций метсного значения.
8. Однако, немцы довольно быстро нашли выход из ситуации: они не принимали открытый ближний бой, делая ставку на огнестрел. Немецкая конница практически никогда не сражалась с русскими «верхом», представляла из себя скорее мобильную пехоту. Эту «пехоту» поддерживали велосипедисты, бронеавтомобили, придаваемые всадникам армейские стрелковые части, артиллерия. Наши пытались оснастить конницу ружьями-пулеметами и дополнительной артиллерией, но все равно сильно уступали немцам в плане огневой мощи.
9. Конница, хоть и теряла постепенно свое значение на поле боя, продолжала оставаться элитной частью Русской императорской армии. Там служила добрая половина «аристократических сливок» военного общества. Кавалерийские части отличались сплоченностью, консерватизмом, богатыми традициями. Им в большей степени удалось сохранить свой кадровый офицерский состав (и это отразилось на дальнейших событиях). Многие вожди белого движения и вообще, «монархисты-контрреволюционеры» были именно кавалерийскими военачальниками.
10. Все же любопытно, что, имея на руках отличную и многочисленную конницу, Российская империя не попыталась «на полную катушку» использовать это преимущество (создать конную армию и дать ей важную стратегическую задачу). В период Гражданской войны это сделали уже «красные», чтобы справиться с сильными кадрово конными частями белых (да и театры военных действий располагали). Они создали Конную армию из целого ряда наиболее боеспособных дивизий, плюс «припаяли» к ним бронепоезда, броневики, авиационную группу и, в ряде операций, стрелковые дивизии.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.