В биографии Государыни Ольги, как можно понять по материалам канала, есть немало проблемных и спорных эпизодов. Сегодня возьмем в обработку и анализ еще один: крестила ли властная Княгиня своих внуков Ярополка, Олега и Владимира? Сыновей Святослава…
Летописные прорехи… Ну это завсегда. Хоть опять начинай ныть и жаловаться на безалаберность монашеского клира, что оставил нам о Древней Руси полную коробушку не пойми чего, только не исторической правды. Но воины мы суровые, займемся трудной работой исследователя. Первое подозрение о вероисповедании сыновей Святослава в изложении «Повести временных лет» — появляется в самой логике повествования. Нестор проявляет какую-то удивительную избирательность. Строго и сурово высказываясь только об одном из них — Владимире. Изображая того сначала махровым и жестоким язычником. А вот религиозную принадлежность Ярополка с Олегом странным образом обходит глухим молчанием.
Ладно, из контекста летописей вполне очевидно: в великокняжеской семье было живуче одно устойчивое предание. Как бы точнее сформулировать… о терпимости и склонности обоих братьев к вере и христианам. Иначе чем можно объяснить загадочную летописную запись под 1044 годом, что живописует перезахоронение и крещение (?) их останков:
«выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею и положиша я в церкви святыя Богородица».
Сделана эта религиозная эксгумация была — по приказу племянника погибших, князя Ярослава I Владимировича. Будем считать этот краткий хроникальный эпизод достоверным. Поскольку никаких литературных мансов вокруг известия нет. Обычная фиксация факта. Не уверен в достоверности такого любопытного обряда, не припоминается вот так сразу нечто подобное… Спросил знающих людей по истории раннего христианства — головой качают. В церковной литературе таких практик не прописано. Но не суть, зато символизм здесь очевидный, прям вопиет к одному апокрифическому сказанию. О двойном крещении костей Адама: водами Иордана. А затем кровью Христа, пролитой на Голгофе, протекшей сквозь горные тверди.
В принципе… Согласен с семьей Мильковых, что подробно разобрали в своей книге «Апокрифическое выражение мифологических воззрений» такие вот сравнения библейских сюжетов с реалиями летописными:
«в том и другом случае символически выражена идея предуготованности к крещению».
В этой парадигме будем мыслить. Получается, эпизод с перезахоронением «костей» племянником убиенных князей в 1044 г. — опирались на какую-то странную, альтернативную историческую традицию. Что «Повести временных лет» была тоже непонятна и чужда. Нестор лишь подчеркнул своё сочувствие Ярополку и Олегу, симпатизирующих христианству. Просматривается сие в уникальном известии пропавшей Иоакимовской летописи:
«Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестися народа ради, но никому же претяше».
«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую».
Вот в такую трактовку событий — верю. Хоть подлинник Летописи и утрачен. Дальнейшая логика событий подтверждает: во второй половине 40-х гг. XI в. последовала окончательная христианская реабилитация Ярополка и Олега. Именами братьев были наречены два внука Ярослава I — Ярополк Изяславич да Олег Святославич. Очистка от «языческих традиций» это называется. Официальное, одобренное митрополитами, включение древнерусских имен «Ярополк» и «Олег» — в родовой княжеский именослов.
Понятные события. Итак, в середине XI века в древнерусском монастырском сообществе стало устойчивым мнение, что Ярополк и Олег стали сакральными предтечами «Крестителя Руси» князя Владимира Ясно Солнышко. Покровителями христианства. Хотя хранители исторических преданий и были уверены в обратном. И погибли братья не озаренные еще святым крещением. А вот тут … будем спорить.
Летописи единодушны в одном факте: Ярополк и Олег в детстве находились подле Государыни Ольги. На полном попечении и соответствующем воспитании. Владимир на пинковой тяге был отправлен с глаз долой в Новгородские земли. Его мать, рабыня-милостница Малуша тоже поплелась в ссылку. В те же широты. Ураган-князь Святослав даже теоретически, после 965 года, воспитанием и просвещением языческим сыновей не мог заниматься. В походах по самые уши, почти не видели в Киеве легендарного воина.
Насколько сильным могло быть влияние христианки Ольги на духовное развитии внуков? Думается — единственно решающим. Уверенность такая, Ярополк (проживи он подольше) был бы крестителем всея Руси, а не Владимир. По житейски рассуждаю: Ольга потерпела неудачу с обращением сына Святослава. И не обеспечила государственную и историческую преемственность своего дела через крещение внуков? Не в ее жесткой логике действий.
Скорее всего, нужный обряд был совершен. Безотлагательно и после рождения. Но после смерти Княгини в 969 году христианское воспитание Ярополка и Олега подошло к концу. Святослав устроил «генеральную уборку» материнского наследства в вопросах веры: убивая перешедших в христианство Ольгиных «вельмож», разрушая церкви… Вполне может быть — не остановился даже перед братоубийством, казнив христианина Глеба. Как он поступил с сыновьями? Думается, взял за холку и отдал на перевоспитание в личную дружину, как по укладу положено. Там быстро прояснили новобранцам — как и кому обряды вершить следует.
Подарок со смыслом. Что еще можно проанализировать… Помнится, описана такая легенда. О жене-гречанке, что Святослав прислал Ярополку. Попала она из монастыря византийского в лапы русов, как добыча знатная. Истолковать приказ Святослава жениться именно на «чернице, дочери христовой» можно однозначно. Это публичное намерение предать поруганию христианские каноны благочестивой жизни. Поглумиться над религиозными чувствами сына. Демонстративно и прилюдно опорочить решение Ольги, посмевшей окрестить его сына. И хотя легенда о таком событии лежит вне достоверных исторических документов… Но его религиозный подтекст стоит принять во внимание…
Языческое беснование при Святославе вспыхнуло ярко, но погасло быстро. Вряд ли Великий Воин смог основательно поколебать устои нравственности сыновей. Сдвинуть — это да. Но отучить мыслить по бабкину правилу, правильно общаться с христианами, — это маловероятно. После его смерти все возвратилось на круги своя, уверен. Ярополк и Олег с облегчением вернулись к привитой им с детства христианской религии.
А теперь к повторному крещению «костей». Специалисты так трактуют событие: церковные правила не предусматривают вторичного крещения вероотступников, желающих вернуться в церковное лоно. Достаточно лишь покаяться-причаститься. Факт крещения братьев Ярополка и Олега, имевший место в их далеком детстве, — со временем позабылся, скорее всего. Но настаивать на том, что оба князя умерли христианами, — не корректно все-таки. В 1044 г. племянник Ярослав «выгребоша кости», что при языческом огненным погребением сделать было невозможно. Вот и получается: Ярополк похоронил погибшего Олега по христианскому обычаю. Как и сам впоследствии упокоен был — в подкурганной могиле, головой строго на запад. Именно так хоронили христиан на Киевской Руси во второй половине Х века. Археологи подтвердят.
Церковные источники тот еще историзм дать могут, но свою копеечку в исследование занести способны. Есть толстый намек на то, что Ярополк после 971 г. открыто порвал с язычеством. Говорит об этом интересная дата — начала княжения его убийцы Владимира — 11 июня 978 года. Она четко прописана в «Памяти и похвале» Иакова Мниха:
«И седе в Киеве князь Володимер… месяца июня в 11, в лето 6486 [978 г.]. Крести же ся князь Володимер в десятое лето по убьении брата своего Ярополка».
Для летописно-житийной хронологии, густо заквашенной на святых событиях, она абсолютно необычна. Дело в написании и описании датировок событий древнерусской истории Х — первой половины XI в.. Всё преломляется через церковные новости. Например — кончина княгини Ольги (11 июля 969 г.), казнь варягов-мучеников (12 июля 983 г.), освящение церкви Святой Богородицы (12 мая 996 г.), смерть Владимира (15 июля 1015 г.), мученическая кончина Бориса и Глеба (24 июля и 5 сентября 1015 г.). Светские события начинают отмечаться в Летописи внятными датами лишь с 1061 г.:
«В лето 6569. Приидоша половци первое на Русскую землю воевати, Всеволод же изыде противу им, месяца февраля в 2 день…»
И вот, в этом длинном ряду точных хронологических записей только 11 июня 978 г. стоит особняком. Описывает исключительно светское событие. Что-то думается, дата восшествие на княжий престол Владимира — банально является датой смерти Ярополка. Что Иаковом Мнихом взята из какой-то церковной записи о его кончине. Два события были насильно «притянуты друг другу» в ленте времени. 11 июня появляется в тексте «Памяти и похвалы» сразу после известия об убийстве Ярополка. В следующей фразе крещение Владимира датировано десятым годом — не от «вокняжения его» (это было бы понятно), а от гибели Ярополка.
Есть еще одно интересное сообщение Пискаревского летописца под 980 г.:
«Бысть княжения Ярополча 50 лет, а во крещении княжив 17».
Понятна методика составления хронологических выкладок, которые использовали монахи (высчитаны годы от крещения до смерти). Значит, использовались данные некоего синодика с именем Ярополка. Если общее количество лет его княжения абсурдно, то продолжительность «христианского жития» Ярополка приблизительно совпадает с его приблизительным возрастом на момент смерти. Вроде все вытанцовывается: Ольга действительно крестила своих внуков еще младенцами.
Дипломатия веры. Ну и главную проверку на вероисповедание, конечно, проводили современники этих исторических персонажей. Крепким аргументом в пользу принадлежности Ярополка к числу христианских государей своего времени служит известие «Генеалогии Вельфов». О женитьбе «короля Руси» на дочери Куно фон Энингена. Где-где, а в Священной Римской империи попросту не стали бы рассматривать возможность такого брака. Если жених махровый язычник. Ничего подобного, ни в какие времена не обнаружено в этой людной набожной семейке… Ясным днем видится факт: в 974/975 г. послы Оттона II вели переговоры с христианином Ярополком. О союзе и династическом браке между сильными державами. Однако времени на эту свадьбу у киевского князя почти не было — с варягами возвращался «из-за моря» Владимир…
Какому течению христианства могли принадлежать Ярополк и Олег? Это разберем, если знатное обсуждение в комментариях завяжется. Тут много интересного можно сказать… А пока...
Выводы. На страницах летописей перед нами — борьба Ярополка и Олега. Где впервые друг на друга подняли мечи не просто кровные братья, но и братья во Христе. Так видится всё, возражения ссыпаем ниже.
Читайте по теме: