"H to He" — ядерная реакция синтеза (в ускорителе заряженных частиц впервые подобную реакцию провел Ван де Грааф в 1931 году).
Как и Pink Floyd, удачно записавшие музыку к фильму ''More'', Van Der Graaf Generator решили подвизаться в области киномузыки, и записали саундтрек к фильму "Свидетель" режиссёра Джона Хафа, который вышел в прокат в 1970 году. Несмотря на то, что саундтрек был в целом отвергнут, поскольку оказался слишком "зловещим", что-то в фильм вошло, так как Van Der Graaf Generator есть в выходных данных фильма, наравне с David Whitaker и Fairfield Parlour. Эта музыка весьма впечатлила корреспондента The New York Times, который написал следующее: " Под руководством Джона Хафа картина кренится вслед за бегущим парнем, а нервная камера почти делает сальто назад, плюс ревущая партитура жутких звуков и ещё более жуткий рок-н-ролл".
Однако, вернёмся к ''H to He, Who am the Only One'', третьему альбому VDGG, выпущенному под лейблом Charisma в декабре 1970 года. Группа записала альбом в несколько этапов, с июня по ноябрь 1970 года в Trident Studios, с продюсером Джоном Энтони. Для этого альбома Питер Хэммилл задумал записать в качестве гитариста в песне "The Emperor in His War Room" Роберта Фриппа, руководителя группы King Crimson. Фрипп никогда не играл в качестве сессионного музыканта на тот момент, но ему нравился альбом VDGG " The Least We Can Do Is Wave To Each Other", и он принял предложение. Фрипп сыграл гитарную партию дважды, никогда раньше не слыша трека, и компиляция обоих дублей появится на финальной записи.
Записав часть материала, группа взяла тайм-аут, что бы сыграть на нескольких фестивалях в течение лета 1970 года. В июле они играли на фестивалях вместе с Deep Purple, Pink Floyd, Black Sabbath и Fairport Convention, проходящих на стадионах в немецких городах Мюнхен и Ахен.
В августе группу покинул бас-гитарист Ник Поттер, который играл на уже записанных треках, - "Killer", "The Emperor in His War Room" и "Lost". Поскольку ему не было найдено адекватной замены, Хью Бентон, имевший опыт работы в классической и церковной органной музыке, предложил просто играть партии бас-гитары на басовых педалях, купив орган Хаммонда, чтобы дополнить имеющийся орган фирмы Фарфиза. В конце концов, Бэнтон решил сам играть на бас-гитаре для оставшихся студийных сессий, будучи знакомым с этим инструментом. Так как, он играл ещё и на органах, "Pioneers Over c." пришлось записывать "с наложением", что делало невозможным концертное исполнение в таком формате. В результате, на концертах Бэнтон играл, используя басовые педали Хаммонда.
Чтобы еще больше "расширить" звук, Дэвид Джексон начал работать с электрическими саксофонами, играя на них через блоки гитарных эффектов, включая "квакушку" вау-вау. Хью Бентон, в свою очередь, для "расширения палитры" использовал осцилятор (звуковой генератор) в качестве музыкального инструмента, дополняющего лирическую тему научно - фантастического трека "Pioneers Over c". Группа находила сессии приятными, несмотря на некоторые из мрачных тем, присутствующих на альбоме, и все получали удовольствие от некоторых эзотерических звуков, которые они создавали.
Современники недооценили альбом, он даже не попал в хит-парады. Однако, с течением времени, отношение к нему изменилось. В 2000 году журнал Q Magazine оценил альбом как один из лучших альбомов прогрессивного рока всех времен: "текстурно они были безошибочны. Никаких гитар, только толстые темные слои органа и саксофона." Майк Дегань из AllMusic (американской онлайн базе данных) оценил альбом на 4 балла из 5, отметив, что "задумчивые тона синтезатора и осциллятора, наряду с отчетливым и чрезмерно зловещим голосом Питера Хэммилла, делают его одним из лучших достижений этой британской группы".
Питер Хэммилл - ведущий вокал, акустическая гитара, фортепиано в "House With No Door"
Хью Бэнтон - орган фарфиза, орган Хаммонда, фортепиано, осциллятор, вокал; бас-гитара в песнях "House With No Door" и "Pioneers Over c."
Гай Эванс - ударные, литавры, перкуссия.
Дэвид Джексон - саксофоны, флейта, вокал.
Ник Поттер - бас-гитара ("Killer", "The Emperor in His War-Room", "Lost").
Роберт Фрипп - соло-гитара ("The Emperor in His War-Room").
1. "Killer" - мрачная, торжественная песня о несчастной, одинокой акуле, которая от тоски стала убивать. Хэммилл поет о чудовищной рыбе, рожденной "в черный день, в черный месяц, на черном дне моря", которая, хотя и "очень одинока", убивает все, что к ней приближается, а затем размышляет о том, что "я действительно очень похож на тебя, потому что я убил всю любовь, которая у меня когда-либо была". Смерть, одиночество и потребность в любви - повторяющиеся темы в этой задумчивой работе.
2. "House With No Door" - трек, украшенный меланхоличным фортепиано Хью Бэнтона и флейтой Джексона, предлагает эффектный, печально красивый портрет художника, измученного человека, заключенного в пещеру своего черепа. Его самодельные "стены" закрыли любовь, в которой он так отчаянно нуждается и жаждет.
3. "The Emperor In His War-Room"
a) The Emperor
b) The Room
- в этой композиции мы слышим соло-гитару от Роберта Фриппа. Это песня о тиране, который мучает людей без разбора, но в конечном счете преследуется теми, кого он мучил. Генерал, Император войны, который не знает ничего, кроме того, как убивать. Он, по сути, является жертвой своих обстоятельств, делая то, что он делает это, потому что это все, что он знает. Первая половина, "The Emperor" - это задумчивый монтаж призрачных образов, которые создают флейта и орган. В середине песни есть мост, по которому спускается Роберт Фрипп, его электрогитара, единственная в альбоме, ведет в " The Room", вторую часть композиции.
4. "Lost"
a) The Dance In Sand And Sea
b) The Dance In The Frost
- композиция соблазняет нас некоторыми джазовыми пассажами и необычными последовательностями аккордов, но основное ощущение альбома остается прежним. Это всё тоже романтическое отчаяние... Поётся в песне о потерянной любви.
5. "Pioneers Over C." - эта песня более эпична и развёрнута, чем предыдущая. Научно-фантастическая тема космических пионеров, путешествующих со скоростью света (C, как в E=MC2) и остающихся запертыми в бестелесном, пустом мире вечного ничто. Космическая миссия пошла не так, и при достижении скорости света экипаж засасывается в альтернативную вселенную, все на корабле затеряются в неизвестном месте, "смутно сознающими своё существование" и обреченными вечно плавать в живой смерти. Саксофон сходит с ума ближе к концу, петляя все дальше и дальше, пока не исчезает... Песня заканчивается голосом Хэммилла: "я тот, кто пересек пространство, или остался где я был, или не существовал вовсе".
Альбом''H to He, Who am the Only One'' Van Der Graaf Generator, это безусловный шедевр, без которого невозможно представить сцену прогрессивной рок-музыки начала 70-х годов.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!
Навигация по блогу
Ещё о группе Van Der Graaf Generator вы можете прочитать у меня здесь:
''The Aerosol Grey Machine'', 1969
''The Least We Can Do Is Wave To Each Other'', 1970