Найти тему
БУКВАРЬ

Старообрядческая секта Завала

В 1797 году в Сольвычегодском уезде (Архангельская область) открылся раскол, который охватил 150 человек. Первопричиной считалось "частое обращение черевковских жителей в г. Архангельск с какими-то пустынножительными мужиками". Раскольники ушли в лес, в Завал – место в 30 верстах от волости, где они построили кельи, в которых и обосновались. Они отстроили большую молельню, которую украсили колоколами наподобие храма. По большим праздникам в эту молельню приходили не только местные раскольники, но и православные. Раскольники облачаются в монашеское одеяние и даже иногда надевают мантии.

Мнение, что раскольники здесь появились в XVIII веке – ошибочно. Еще в XVII веке здесь в лесу были найдены раскольники (300 человек) и для их поимки был направлен воевода Ржевский Тимофей Иванович. По свидетельствам его людей в лесах были отстроены "великия храмины" , окруженные оградой, а внизу под храминами были выкопаны пещеры и тоннели. При осаде этого общежития местные обложили храмины соломой и подожгли – в огне то все и погибли. Мы ранее писали о подобных самосожжениях старообрядческих общин.

По закону, в XIX веке простые раскольники уже не подвергались гонениям, более того, им было разрешено иметь свои храмы и образовывать приходские общины, преследовали только их учителей.

На основании секретного указа Священного Синода 22 марта 1800 г. архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Августин был определен обратить старообрядцев на путь истины. Августин вызвался сам на эту задачу и оказался слишком ревностным исполнителем: "крестьяне держатся под стражею больше 10 суток, что расстраивает крестьянское хозяйство". Августин обращает внимание на скит Завал, который он почитал за центр местного раскола:

"Умирая в своей вере, хоронятся на особом отведенном им месте, именуемым "правоверных сущих христиан кладбищем", тогда как запрещено именовать места захоронений старообрядцев кладбищами. Отпевание осуществляют раскольнические наставники, что соблазняет православных. Кладутся тут и умершие; о некоторых из них раскольнические наставники распространяют слух, что это святые, почивают они нетленно, но только без свидетельства, которого, по настоящему царству антихриста, сделать невозможно".

В 1849 году было постановлено передать раскольнический скит в ведение Вологодской палаты государственных имуществ. Однако, скит продолжал секретно существовать и после его передачи. Существовали и другие скиты, являющиеся частью этого раскола: в этих скитах живут до 30 человек, молельни нет, а собираются для молитвы в келье наставника, который совершает службы, облачаясь в рясу, мантию и клобук. Старообрядческие скиты находятся глубоко в лесах, а сами наставники тайно выходят в селения, привлекая в раскол людей в деревнях.

Скит Завал среди старообрядцев пользовался большим уважением и привлекал паломников, которые приезжали ко гробам старообрядческих отцов для исцеления и молитв. Более того сюда приезжало немало православных и было высказано предложение построить там храм, но по непонятной причине вологодская консистория не дала осуществиться этому замыслу.