Найти в Дзене
Беседа преподобного Варлаама Пустынника с индийским царевичем Иоасафом
г. Архангельск, Архангельская область 1722 г. Об индийских преподобных Варлааме и царевиче Иоасафе на Руси узнали из переведенной в XII веке с греческого языка повести, которая была популярнейшим чтением у народов всего христианского мира...
4 года назад
​Илья-пророк и «громовые стрелы»
На Каргополье (Архангельская область) особенно почитается Илья-пророк, что выражается в большом количестве храмов и часовен, посвященных этому святому мужу. Ильин день (20 июля/2 августа) был одним из ключевых и к нему были приурочены особые календарные обряды, обычаи, запреты и приметы...
4 года назад
Косметика Русского Севера
​​На севере Череповецкого уезда (ныне Вологодская область) девушки стремились похвастать косметическими украшательствами. Там румянились поголовно все девушки, а иногда и молодые женщины. На юге же уезда это считалось лишним и смешным...
4 года назад
​​Повивальные бабки (часть 1)
Повивальные бабки (повитухи) были главным действующим лицом в родильном обряде. Их кликали родилками, родимницами, бабками и бабушками: «Родимница была, бапка, котора бабницаю. пуповину отрезаю» (Шенкурский район, Архангельская область), «У нас бабушка была, она понимала, феё ходи­ ла по родам...
4 года назад
Как звали женщин на Русском Севере в XVII веке
Женщины довольно редко упоминаются в документах до XVII века, однако интересно то как выглядят те редкие упоминания. В документах XI-XV вв. Женщины не именуются личным именем и везде представлены в виде...
4 года назад
Записки трудника. Часть 18
⁠День восьмой Сегодняшняя утренняя служба была тиха и спокойна: слышно было как где-то за храмом гуляет ветер и накрапывает дождь, отчего ощущения церковного тепла и уюта усиливались. В храм стали приходить...
4 года назад
Пиво: традиция употребления
Пиво на Русском Севере являлось ключевым праздничным и ритуальным напитком. Пива варили как можно больше: от 2 до 30 ведер. «Без пива и праздник не праздник» (Пинежский район, Архангельская область). Из всех напитков ритуальным являлось именно пиво...
4 года назад
⁠"Детский" загробный мир Карелии (часть 1)
⁠Восприятие загробного мира детьми в Карелии несколько отличается от общерусского. Здесь нет привычной агрессивности и повышенного напряжения, которое обычно привязано к данной теме. Существа загробного...
4 года назад
Старообрядческая секта Завала
В 1797 году в Сольвычегодском уезде (Архангельская область) открылся раскол, который охватил 150 человек. Первопричиной считалось "частое обращение черевковских жителей в г. Архангельск с какими-то пустынножительными мужиками"...
4 года назад
⁠Духовное отношение северных крестьян к труду
⁠Христианство отзывается в крестьянской культуре "возделывания почвы". Крестьянская религиозность напрямую связана с полем – мистическим пространством, в котором испытывается человек и его духовно-нравственные основы...
4 года назад
Кем стращали детей на Русском Севере. Часть 2
Наиболее значимым пугалом был Бука, известный практически на всей территории России: "Ребенку, буде не слухатце, говоришь: "Спи, спи, бука идет! А спросишь, какой бука, - а в шубы, шерсью повернут"; "Раньше ребята кудельницев, буков, водяников боялись" (Медвежьегорский район, Карелия)...
4 года назад
Записки трудника. Часть 17
⁠⁠День седьмой (часть 2) В этот свободный от работы день я решил прогуляться в Морской музей, в котором работают Андрей с девушкой и Владимир со своей экспедицией. Шел я в Музей в сопровождении ветра и моросящего дождя- такая погода здесь привычная и переносится достаточно комфортно...
4 года назад