В далеком 1906 году в семье военного дирижера родился будущий капельмейстер 3-го полка 22-й мотострелковой дивизии войск НКВД СССР Иващенко Георгий Николаевич.
Вспоминая о детстве, ветеран рассказывал, что не пропускал ни одного парада, царского смотра , а также был очевидцем выноса боевых полковых знамен и кавалерийских занятий.
С тех детских пор для Георгия Николаевича знамя стало Знаменем.
В августе 1918 года, будучи 12-летним подростком, из Царского Села (ныне г. Пушкин), где родился и жил Георгий Николаевич, он сбежал в Петроград. Там мальчишка поступил в школу музыкантских воспитанников 2-го флотского Балтийского экипажа. Потом служба в оркестре кавалерийского полка.
В августе 1920 года поступил в Саратовскую консерваторию, откуда вышел на инструктором-дирижером.
Служил в Оренбурге, Фергане, затем получил должность дирижера Образцового оркестра НКВД Ленинградского округа.
Начало войны встретил в Таллине...
ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ГОДЫ
В конце лета 1941 года после ожесточенных боев наши войска оставили Таллин. В числе последних подразделений к порту отошел первый батальон 3-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД. Раненного в бою комбата заменил капельмейстер полкового оркестра интендант 3 ранга Г. Иващенко. Он и внес в трюм транспортного судна № 864 зачехленное Знамя полка.
На рассвете 1 сентября судно взяло курс на Кронштадт. Но враг открыл с берега огонь, в небе появились фашистские самолеты. Метким пулеметным и ружейным огнем с палубы наши бойцы сбили два вражеских самолета. Однако силы были неравны. Получив несколько пробоин, судно стало тонуть.
Иващенко успел спуститься в трюм, снял с древка знамя, обмотал его вокруг туловища и, выскочив на палубу, прыгнул в море. Едва успел отплыть в сторону, как раздался взрыв и корабль пошел ко дну.
Восемь часов провел в холодной воде контуженый Иващенко, пока его не подобрала рыболовная шхуна. Но рыбаки повернули шхуну к берегам Финляндии, явно намереваясь сдать Иващенко и нескольких ранее подобранных краснофлотцев фашистам. Советские воины разгадали их замысел и захватили судно, а затем высадились на остров Сескар, занятый нашими войсками. Сначала Иващенко доставил знамя в Ленинград, а после лечения в госпитале — в родной полк.
Через много лет Георгий Николаевич Иващенко встретился со спасенным им знаменем в Музее внутренних войск. Медленно подошел к нему, преклонил колено. Его попросили выступить перед солдатами и сержантами, за отличие в службе удостоенными чести быть сфотографированными при развернутом Боевом Знамени части.
— Я очень взволнован встречей со Знаменем, — тихо сказал он. — Если бы пришлось снова оказаться в подобной обстановке, я поступил бы так же. Так велит нам присяга. Уверен, что каждый из вас будет дорожить воинской святыней, беречь ее как зеницу ока.
Г. БАЗЕКИН (1986)
☆ ☆ ☆
1 июля 1995 года Иващенко Георгия Николаевича не стало. Он так и не получил награды за свой подвиг...