В воскресенье мы провели опрос среди читателей нашего телеграм-канала, почему, по их мнению, падает курс рубля. Большинство выразило мнение, что девальвация обусловлена плановыми действиями российского правительства. На наш взгляд, это не совсем так.
Действительно, при различных катаклизмах наши власти традиционно прибегают к проверенному временем, но малоэффективному способу наполнения казны – опустить курс рубля. Это позволяет за одну и ту же проданную тонну нефти получить больше рублей и тем самым исполнить завышенные бюджетные обязательства.
Но сейчас эта мера не приведет к желаемому эффекту. Мы ограничены в экспортных поставках нефти соглашением с ОПЕК+. Газ также особо не пользуется спросом, да и его цена коррелирует с ценой нефти, которая и не думает расти.
Чтобы при нынешнем объеме экспорта наполнить бюджет девальвированными рублями, курс доллара надо загнать за 100 рублей. Это вызовет не только очередную волну обнищания населения, рост инфляции и протестных настроений, но и парализует экономику. Дело в том, что «отечественный производитель» в большей части продукции использует импортные комплектующие, механизмы, упаковку или сырье. С ростом курса доллара конечная продукция подорожает и просто будет пользоваться намного меньшим спросом.
Вот поэтому финансовые власти решили затыкать сейчас дыру в бюджете другим способом – через размещение ОФЗ. Надо сказать, что процесс идет успешно, в последние недели Минфин размещает своих обязательств более чем на 100 млрд руб. Правда, на рынке есть мнение, что основной объем скупают госбанки. Нерезиденты же в аукционах по размещению новых бумаг уже давно практически не участвуют.
Но для того, чтобы и дальше продавать госбумаги, нужна как минимум стабилизация курса рубля, а лучше его небольшой рост. Иначе ни один дурак не будет брать рублевые облигации под 4-4,5% годовых, если за месяц курс рубля падает сильнее. Гораздо выгоднее купить доллар сидеть в нем. И даже госбанки будет все труднее и труднее «убеждать» финансировать бюджет.
Именно для укрепления рубля ЦБ решил начать продажу в 4-м квартале остатков валюты, полученной от реализации контрольного пакета акций Сбербанка правительству РФ. Именно поэтому власти разослали директиву госкомпаниям, обязав их сократить размеры чистых валютных активов до «исторического» уровня, то есть, продав на рынке «излишки» валюты.
Скорее всего, эти меры подействуют уже в ближайшие дни, и рубль будет очень непродолжительное время укрепляться.
Но против рубля играет масса негативных драйверов. Прежде всего, это слабость российской экономики, риски снижения которой усиливаются с приходом к нам второй волны коронавируса.
На мировом рынке наблюдается уход от рисков: иностранные инвесторы сокращают вложения в развивающиеся рынки, в том числе российский. В США на носу президентские выборы. Это сам по себе повод для ухода в защитные долларовые активы. Но ситуация осложняется тем, что политологи пророчат победу на выборах Байдену, который обещает отменить все налоговые реформы Трампа. Это вполне может спровоцировать обвал фондового рынка в США и рост курса доллара ко всем мировым валютам.
Негативными для рубля являются и риски введения санкций за отравление Алексея Навального. Вряд ли они будут серьезными, но отношения с Западом ухудшаются день ото дня.
Несильно, но давит на рубль и война между Азербайджаном и Арменией. Складывается впечатление, что есть силы, которые хотят втянуть Россию в этот пока не имеющий решения конфликт.
Так что причин ослабления рубля несколько, но есть и весомые поводы для его роста. Посмотрим, какие факторы возьмут вверх.