Чувашский Родовой и Духовный ТРОН князя Чуваш (Яуш-Явăш).
В скромном Чувашском Этническом Природном Храме-ТУРĂ болгаро-чуваш - «Туринке Керем» (Киремет), появился небольшой объект виде Родового и Духовного Кресла-Трона.
Под троном мы понимаем богато отделанное кресло на специальном возвышении. Понятие о почетном возвышенном седалище существовало в самой глубокой древности и у всех народов. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов: Трон (греч. θρόνος) — богато отделанное кресло на специальном возвышении как место монарха во время торжественных церемоний. В переносном значении — монархическая власть, в связи с чем, как синоним также часто употребляется церковный термин «престол», указывающий на божественную природу монархии. Трон служил при коронациях и интронизациях. Считается, что первые появился на Востоке, как символ и атрибут абсолютной и божественной власти. Шумерский символ власти, божественности правления царей; колени Великой Матери как олицетворение земли. Трон воздвигается на возвышении как центр мира между Небом и Землей. С течением времени троны правителей становились все более и более великолепными и постепенно стали знаком Славы. Это, например, видно в буддийской, индуистской и православной традициях, где пустой трон — символ божественного присутствия. В России до XVIII века трон назывался Царским престолом, или Царским местом. Царский престол устанавливался в передних комнатах дворца, или приёмных палатах. С XVI века в России царские места украшаются с особой пышностью, в подражание Византии. Царские места устанавливали в передних, или красных углах палат. Троны украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, золотыми тканями.
Заказанный мною и изготовленный скульптором – Заслуженным работником культуры ЧР Вячеславом Эткером (Андреев) кресло-трон (из натурального дуба /отсюда и «дефекты-трещины»/) символизирует родовую и духовную связь с нашими Предками (Нĕсĕлсем) – Родом (Народом). Наша Родовая Фамилия идет от первого записанного в перепись Туринге(Турунге)-Туринкке(Турункке), а именно: Данил и Олег-Юрий-Данил-Григорий-Василий-Абрам-Федор- Никит Мики-Гаврил-Тимофей-Туринкке/Турункке (примерно 1700годов рождения). Туринкке(Турункке) происходил из Знатного и состоятельного Рода - Отца основателя Родового населенного пункта (Яушево-Большие Яуши), служивого князя Пÿ (ОБА)– Явăш/Яуш(Чуваш). /У д.и.н. Дмитриева В.Д. есть упоминание об основании «Служивым Чувашом» поместья – Яушево/. Яуш –Явăш(Чуваш) – служивый Пÿ (Оба), основатель ( в середине 16 века, первое упоминание 1588г.) Больших Яуш-Мăн Явăш (изначально - Яушево) Вурнарского района, его брат Кипек – основатель Малых Яуш- Кеçĕн Кипек (изначально - Другое Яушево). В книге «Чувашские исторические предания» д.и.н. Дмитриева В.Д., записано еще одно предание, что на территории расположенных ныне сел Малые Яуши и Большие Яуши жили два брата Яуш и Кибек, имевшие огромное имение их богатого отца, оставшееся им в наследство, после его смерти. Имение же состояло из огромной земли и большого количества скота и строений, которое братья никак не могли поделить поровну между собой. Смирившись с тем, что никто не сможет разрешить их спора, братья обратились к Царю Ивану Грозному с прошением приехать и разрешить их спор. По приезду Грозного, братья встретили его с великой почестью. Впоследствии на территории имения образовались две деревни Большие Яуши (чăвашла - Мăн Явăш) и Малые Яуши (чăвашла - Кĕçĕн Кипек). Принимая решение, царь гостил у братьев около недели, и остался очень доволен гостеприимностью чувашей. С очень большой вероятностью (по годам жизни, по имени, по службе, по моменту основания поместья и другим данным), князь/Пÿ Явăш (Яуш) происходит из Рода Арских-Каринских князей, с «волжско-болгарскими» корнями: Чуваш (Явуш-Яуш). Историю, генеалогию и родословную Арских-Каринских князей (даже с именем ЧУВАШ) пытаются подмять только под себя – «татары», как и саму, всю Волжско-Болгарскую историю. НЕ ПРЕТЕНДУЯ на абсолютное родство с Кара беком и Пачман эмиром, и не имея желания вступать в полемику с «татароведами» (или с «официальными наследниками»), приведу чуть ниже «отатаренную» версию родословной-шежере князя Чуваша (Яуша). Что интересно и любопытно, считается, что Род князя Чуваша (Яуша) и его предки происходят из Рода Сократа, сопровождавшего Александра Македонского, а у меня отцовский Y (по мужской линии) субклад (I-A7134) имеет условно «греческое» /до «греков», предположительно-условно-«кельтское»/ происхождение из Византии-Причерноморья, разделение с греками-«совпаденцами» произошло примерно 1500лет назад, к тому же эмир/султан/хан Пачман (Бачман) /во главе своего рода-племени тоже считается переселившимся из Причерноморья, Крыма, Рума. Арские-Каринские князья считают, что они пошли от рода некого Карабая. Князь Карабай (Харавой в тексте Конст. Багрянородного) правил в 10в. одним из племен печенегов, живших в районе к югу от Киева. Чуть позже эти печенеги перебрались в Булгарию, а их князья составили один из самых знатных булгарских родов. Балым бек\пÿ (Палым Хуçа) похоронен недалеко от Билярского городища, где была его «каменная палатка», т.е. – «мавзолей». Кара бек (Хура Пÿ) жил в конце ХIV - начале ХV века. Внук Карабека – Эльсуфый/Альсуфый имел 5 (?) сыновей, в том числе: Сейтак (самый «известный», исходя из сохранившихся нескольких царских жалованных грамот) и Чуваш (Явуш-Явăш), а мать у них умерла в 1504г. Согласно сохранившемуся надгробию Сейтак Бек (брат Чуваша-Явуша) родился 1493г. и умер в 1553г. То есть исходя из года рождения брата и смерти матери, Чуваш –Явăш родился около 1500г. О всех возможных женах, сыновьях и потомках князя Чуваша/Яуша/Явуша известно мало, не считая известного «татарского» Рода –«Яушевых». Высокий статус Рода Кара-Бека (и его самого) подтверждает и то, что его внук Алыш имел титул «баш бик» (главный бек). После присоединения «Арских князей» Московскому княжеству, часть из них уходит ( с р-на Чепца, Карино-Нухрата) на территории Казанского ханства, а большая часть расходится по всей Евразии, в том числе в Крым (на возможную историческую Родину) – где возможно и появляются топонимы от слова «Чуваш». Имеющееся родословная (шежере) начинается
с ХII - начала ХIII
Сократ (Сенкорат) хеким
Гыйффет султан
Габделгазиз султан
Элвер султан
Бирде султан
Габдерахман султан
Пачман (Бачман-Бачтан) султан, эмир, хан
ХIII – ХIVвека (ЗолотоОрдынское время)
Балын – Балым бек, султан
Калдар-Калдур бек Канбар/Канпар/Ханбар бек , его брат Кукче тархан
Кара бек (Хура Пÿ), его братья Нар бек (по М.Юхма- природные Чуваши) и Ишем султан.
ХV - середина ХVI
Гали бек; его брат Мухаммет бек и Покчимурт (Пакачир) мурза.
Эльсуфый/Альсуфый бек, его брат Алыш бек (баш бек) , (у Алыша сын Малыш 1505г.р. и внук Чура 1551г.р.)
ЧУВАШ (Явуш), его братья Суфый салтан (сын Урак мурза), Банша, Сейтяк бек, 1493-1553 (сыновья Зянсеит и Шаисуп бек), Суфыйан.
Яуш (Явăш) – служивый Пÿ (Оба- титул Главы Знатного Рода, Главы курени у половцев, кипчаков, булгар и др.), основатель Больших Яуш-Мăн Явăш (изначально - Яушево) Вурнарского района (по одному преданию: Чуваш-Явăш был с территории за-Свияжья), его брат Кипек (в татарском варианте, возможно – Бике бек) – основатель Малых Яуш- Кеçĕн Кипек (изначально - Другое Яушево).
История вещь запутанная, тем более далекое прошлое. Возможно, что князей Яушей (Явушей) могло быть несколько (есть варианты: Отец и Сын, дядя, племянник, разные браки и др.), т.к. имеются упоминания об «одновременной» службе русскому царю и участию в обороне Казани: «Вполне возможно, что основателем рода (про известный татарский Род-Яушевых) являлся тот самый князь Яуш, на которого при хане Едигер-Мухаммеде было возложено командование силами, прикрывавшими Казань со стороны Арска /“государев изменник” князь Явуш – правнук Кара-бека – был активным участником обороны Казани и Арской земли в период казанской войны 1552 г. В последующем потомки Явуша, по каким-то причинам помилованного Иваном IV, получили поместья во многих селениях Казанского уезда/. Не исключено, что был еще какой-то другой князь Яуш, проявивший свою лояльность к русской администрации в регионе или даже находившийся на службе у московского правителя задолго до событий осени 1552 г. Бесспорным представляется, во-первых, то, что князь Яуш имел заслуги, по всей видимости, «добытые» на военной службе Ивану IV. Заслуги эти стали основанием для сохранения за ним и его наследниками княжеского титула. Они были столь существенными, что государственные структуры вспомнили о них, например, в июне 1628 г. при выдаче грамоты о пожаловании княжеского титула его внуку Семенею: «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу... как был пожалован отец ево князь Багиш». Как видим, названный титул фактически был наследственным (и он единственный официально признанный титул среди «инородцев»), и все, кто назван в акте, были наделены им «за службы».
Исходя из того, что потомки «НАШЕГО» Яуша (Явăша) участвовали в основании последующих Ойкас Яуши, Синьял Яуши (Вурнарские), к тому же могли быть родственные связи /помимо-Малых Яуш/ и с Большими Яушами Чебоксарского и Ядринского рйонов, возможно участвовали (есть такая запись:НА НИИ, к.п.8, инв. 3825. запись А.Г.Орловой 1972г.) в основании Урмаево (теперь татаро-мишарская деревня) и Полевые Яуши (Комсомольский р-н) и др., «генетических родственников» у нас должно быть много. Очень жаль, что только пока делающих ДНК тесты очень мало, и я уже третий год «ОДИН» (и в Чувашии, и в России) со своим окончательным (максимально-BIG700 исследованным на данный момент) Y субкладом (I2a1a2b1a1a4a или I-A7134), жду с нетерпением появления - «днк родственников - совпаденцев».
Изготовленный Чувашский Трон - Символ Родовой и Духовной власти, будет установлен в КĔРЕКЕ природного Храма ТУРĂ - Туринке Керем (Киремет), во главе большого стола (на 12 персон) и будет использоваться при осуществлении различных традиционных (и религиозных) чувашских обрядов (как например – имянаречение), /или например -«раскрещивание» вернувшихся в Лоно Родной Истинной Чувашской Веры/, встреч, молений и т.д.
P.S. Все выставленные фото - Автора публикации.