Данная статья является продолжением цикла статей об эпохе Павла I. Предыдущую статью цикла, посвященную жизни императора до воцарения можно найти и почитать здесь.
Павел I правил с 1796 по 1801 гг. Придя к власти, Павел начал пересмотр всех екатерининских реформ и начинаний. У императора было много планов: поменять внешнеполитический курс, облегчить положение крестьян, навести порядок и дисциплину в верхах. Но прежде всего, было важно установить четкий порядок престолонаследия, чтобы больше никто не смог прийти к власти незаконным путем через убийства и перевороты.
Так, согласно Указу о престолонаследии 1797 г., отныне власть должна передаваться по наследству по нисходящей мужской линии (от отца к сыну или, при отсутствии сыновей, к брату в порядке старшинства).
Для того, чтобы развернуть на 180 градусов прежний екатерининский политический курс, Павлу понадобились новые люди, новая опора, поэтому началась целая череда отстранений от власти самых преданных екатерининских чиновников. В короткий срок обновилось несколько сотен чиновничьих кадров. Благодаря такому интенсивному вливанию свежей «крови», работа государственного аппарата стала более эффективной, менее закостенелой.
Для обуздания совсем уже распустившегося за 34 года правления Екатерины II дворянства, Павел I издал ряд актов, которые вошли в историю как «Разжалованная грамота дворянству» (в противовес «Жалованной грамоте» Екатерины). Император начал возвращать дворян на службу, запретил свободный переход по собственному желанию из военной службы в гражданскую. Дворяне теперь был обязаны платить налоги. В значительной степени было ограничено дворянское самоуправление. Дворянам было запрещено обращаться с просьбами и жалобами напрямую к императору. Фактически, связь дворянина с императором теперь была возможна лишь при посредстве губернатора. Возвращались отмененные Екатериной II телесные наказания для дворян на военной службе.
Наведя порядок «наверху», Павел взялся за «низы». Крестьянам снова было разрешено жаловаться на своих помещиков. Император даже назначил «приемные дни» для личных встреч с крестьянами, а у Зимнего дворца был установлен специальный ящик для челобитных. Челобитные из этого ящика доставал и рассматривал лично сам император.
Государственные крестьяне получали в личное пользование наделы по 15 десятин. Также, для данной категории крестьян создавалось особое сословное управление. Невыгодная для крестьян хлебная подать заменялась более удобным денежным сбором. Прежние недоимки на общую сумму в 7 миллионов рублей прощались. Для людей старше 70 лет были запрещены телесные наказания.
Одним из важнейших указов крестьянской политики Павла I стал Указ о трехдневной барщине 1797 г. Согласно указу, помещикам рекомендовалось не привлекать крестьян для работы на своих угодьях более, чем на три дня в неделю. Запрещались крестьянские работы на земле помещика в выходные и праздничные дни. Однако, указ носил лишь рекомендательный характер и, кроме того, содержал в себе целый ряд лазеек, благодаря которым помещики могли эксплуатировать своих крепостных почти также безгранично, как и раньше. И всё же это был, по крайней мере, еще один, какой-никакой, но всё-таки шаг к облегчению тяжелейшего положения крепостных крестьян Российской империи.
Также, была запрещена продажа крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами полагалась ссылка в монастырь. В то же время Павел считал, что положение крепостных крестьян лучше, чем государственных (в реальности же было наоборот) и поэтому за 4 с лишним года своего правления передал в частные руки почти столько же крестьян, сколько его мать передала за 34 года.
Обеспокоившись слишком высокими ценами на продовольствие, император приказал продавать продукты из царских запасов по заниженным ценам. Одновременно было приказано снижать цены на соль, ограничить цены продовольственных товаров в частных лавках.
Время правления Павла I – это период амнистии для политзаключенных екатерининского режима. На свободу вернулись Н.И. Новиков и А.Н. Радищев. Однако, взамен возвращенных в ссылку при Павле отправились сотни новых репрессированных императором офицеров, генералов и даже 7 фельдмаршалов. Забегая вперед, отметим, что после смерти Павла, снова началась широкая амнистия в честь восхождения на престол Александра I – из заключения тогда вернулось 12 тысяч человек.
Осуществляя свои репрессии, Павел не беспокоился ни о званиях, ни о знатном происхождении провинившихся. Поводом для репрессий могла послужить любая мелочь. За 4 с лишним года правления Павла через Тайную канцелярию прошло примерно столько же дел, сколько за 34 года правления его матери.
И в то же время был введен запрет на жесткое обращение офицеров с солдатами. Нарушивший данный запрет офицер мог быть наказан также жестко, как в прежние времена наказывали солдат за оскорбление офицеров.
Все эти суровые меры не могли не могли не настроить российскую элиту, привыкшую жить в роскоши и безответственности при Екатерине II, против нового императора.
В следующей статье рассмотрим внешнюю политику Павла I.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.