Известное западное издание The Economist опубликовало статью, посвященную экспорту узбекского газа. В статье отмечается, что страна более не справляется с экспортом природного газа, и что правительство теперь рассматривает возможость полноценного использования газа на местном рынке.
В статье говорится, что основные препятствия для экспорта природного газа связаны с тем, что Узбекистан расположен в географически невыгодном регионе.
Известно, что Узбекистан, расположенный в самом сердце центральноазиатского региона, не имеет выхода к морю.
«К сожалению, природный газ, один из основных экспортных товаров страны, как правило, поставляется через море. Кроме того, транспортировка сжиженного газа в гигантских танкерах по всему миру предлагает импортерам широкий выбор того, где и у кого купить продукт. В результате конкуренция усиливается, цены падают, а такие страны, как Узбекистан, вынуждены экспортировать свой газ по трубопроводам, они сталкиваются с тяжелыми рыночными условиями», - отмечает The Economist.
Россия отказалась, Китай сократил
В начале 2019 года премьер-министр Абдулла Арипов заявил, что Узбекистан приостановит экспорт газа к 2025 году, после чего перейдет к полной переработке природного газ внутри страны.
Однако, 16 июля, в ходе очередного совещания под председательством Шавката Мирзиёева появились предпосылки тому, что экспорт природного газа может быть прекращен еще раньше.
В ходе этой встречи было отмечено, что два основных покупателя узбекского газа, Россия, вообще перестала покупать газ, а экспорт в Китай упал в три раза.
The Economist сообщает, что в прошлом году обе страны приобрели 80 процентов газа Узбекистана на общую сумму в 2,3 миллиарда долларов.
В 2019 году Узбекистан экспортировал 13,5 млрд кубометров природного газа, из которых 6,8 млрд приходится на долю России, 5,1 млрд на долю Китая.
В марте главный импортер Китая PetroChina предупредил Ташкент о форс-мажорных обстоятельствах из-за ситуации с коронавирусом и решил значительно сократить импорт газа из всех стран Центральной Азии.
В 2019 году Узбекистан продавал свой природный газ в Россию по самой низкой цене - 145 долларов за тысячу кубометров.
В прошлом году «Узбекнефтегаз» объявила о планах увеличить экспорт газа на 15 процентов по сравнению с 2018 годом, но годовая добыча газа упала на 1,6 процента, при этом в прошлом году Узбекистан получил 59,46 миллиарда кубометров газа.
Общие запасы природного газа в Узбекистане оцениваются в 5 триллионов кубометров, а доказанные запасы - в 1,1 триллиона кубометров.
Из 60 миллиардов кубометров природного газа, добываемого ежегодно, 40 миллиардов кубометров используются для внутренних нужд Узбекистана.
Единственное решение…
«Единственное решение для правительства - это потреблять газ внутри страны», - пишет The Economist.
В статье также упоминается строящийся в Кашкадарьинской области завод Uzbekistan GTL стоимостью 3,6 миллиарда долларов.
По официальным данным, Узбекистан будет производить 1,5 миллиона тонн качественного и экологически чистого синтетического топлива в год, в том числе 724,6 тысячи тонн дизельного топлива, 307,3 тысячи тонн авиационного керосина, 437,3 тонн нафты и 53,4 тысячи тонн сжиженного газа.
«Для нас выгоднее использовать газ на внутреннем рынке, чем экспортировать его», - сказал The Economist председатель правления «Узтрансгаза» Улугбеа Саидов.
The Economist также пишет, что для удовлетворения внутренних потребностей страны необходимо 60 миллиардов кубометров природного газа.
Другими словами, природного газа, производимого Узбекистаном в год, достаточно для удовлетворения только внутреннего потребления.
Вдобавок к этому растет население, правительство увеличивает жилищное строительство по всей стране, и определенная часть отопления новых домов зимой по-прежнему будет зависеть от природного газа.