Найти тему
Путь Банкротства

Проблема хранения и утилизации документов граждан после завершения их банкротства

Арбитражный управляющий приготовил документы для их уничтожения. источник фото: https://clck.ru/RRf2L
Арбитражный управляющий приготовил документы для их уничтожения. источник фото: https://clck.ru/RRf2L

Всем привет!

Все наверняка слышали о том, что в разных регионах страны находят пачками личные дела (кредитное досье) того или иного банка у мусорных баков.

Сегодня я хочу рассказать о наличии проблемы у арбитражных управляющих и юристов по банкротству, которая возникает после завершения процедуры банкротства гражданина или юридического лица.

Это проблема хранения и уничтожения документов организации или физического лица, которые содержат персональные данные.

Если по юридическим лицам все более менее ясно:

  • часть документов сдается в госархив.
  • часть документов сдается в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве
  • часть документов по акту уничтожается, а акт сдается в арбитражный суд.

То по физическим лицам данный вопрос не урегулирован законодательством. В ст. 213.9 Закона о банкротстве лишь установлено правило:

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

За время процедуры банкротства финансовому управляющему приходят не только требования кредиторов, но и ответы на его запросы - различные договоры, выписки по счетам, справки и т.д. Данные документы занимают значительный объем. Их никуда не сдать после банкротства, так как суд не желает их принимать в дело о банкротстве, а госархива нет. В итоге управляющий вынуждены их хранить либо у себя в жилище, либо арендовать склад (гараж).

Таким образом, возникает проблема уничтожения таких документов.

Финансовые управляющие изгаляются кто во что горазд. Кто-то их вывозит в поле и сжигает, кто-то их перемалывает шредером и выбрасывает бумажную пыль, а кто-то ничего не делает и сдает их в макулатуру (вызывает компании по уничтожению бумаги) или просто выбрасывает в контейнеры для мусора у офиса или дома. В последнем случае возможен аналогичный скандал как с банками, так как в свободный доступ попадают персональные данные должника и его супруга. А также возможно взыскание убытков с такого управляющего в рамках п. 10 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне решить эту проблему, путем предоставления доступа финансовым управляющим к государственным системам учета и мониторинга имущества и личных данных должника (по аналогу службы судебных приставов и нотариусов), а кредиторов и иных лиц обязать направлять запросы в электронном виде в личный кабинет управляющего, который бы открывался в этой системе. В качестве такой системы мог бы выступать кабинет на сайте банкрот.федресурс. Он есть практически у всех крупных предприятий, нотариусов и арбитражных управляющих. Кроме того, вести электронные дела в арбитражных судах. Да сейчас возможно направить документы в виде скана через систему "мой арбитр", но большинство судей требуют документы в виде распечатанной и заверенной копии. В итоге все равно скапливается большой количество документов, которые требуют должного хранения и правильного уничтожения.