Если вы по каким-то причинам пропустили урок №13, то рекомендую вам прежде ознакомиться с ним, пройдя по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5c27756041a41d00aa918bdf/urok-13-zagadochnyi-present-perfect-razgadaem-vmeste-5f76013685c72a7ce487a986 (если напрямую ссылка "не работает", то загрузите её в поисковик Яндекс Дзена и нажмите "Найти")
Lesson 14. Have you ever been to London? (Present Perfect. Questions and negative.)
Hello, my dear students! This is our fourteenth lesson of the course 'Elementary English Elementary'.
I. Привет, мои дорогие ученики! Это наш четырнадцатый урок курса "Базовый английский элементарно". В нём я расскажу и покажу вам, как спросить по-английски о действии, которое было совершено в недавнем прошлом с результатом или последствиями в настоящем времени или как сказать о таком же действии, которое не произошло, то есть, другими словами, как построить вопросительные или отрицательные предложения с глаголами в форме Present Perfect. И поскольку в предыдущем уроке письменного упражнения не было, то сразу и приступим к этой теме.
Как я вам уже рассказывал на прошлом уроке, вспомогательным глаголом для формы Present Perfect является have/has, и его употребление обязательно во всех трёх типах предложений. Чтобы построить вопросительное предложение с глаголом в этой форме, надо поставить вспомогательный глагол перед подлежащим:
Haveyou ever beento London?
(Бывали ли вы когда-нибудь в Лондоне?)
Haveyou read these books?
(Вы прочитали эти книги?)
How many times has Germany won the World Cup?
(Сколько раз Германия выигрывала Чемпионат Мира?)
Небольшое грамматическое примечание. В вопросительных предложениях с глаголами в форме Present Perfect возникает дополнительный оттенок смысла, точнее, нюанс, который не так очевиден в предложениях других типов. Дело в том, что в вопросительных предложениях далеко не всегда присутствуют слова, явно указывающие на тот характер действия, который и определяет употребление данной формы. И тогда единственной причиной употребления формы Present Perfect становится само содержание предложения. Разберём это на примерах, которые я привёл выше. Haveyou ever beento London? Бывали ли вы в Лондоне? Когда-либо в своей жизни? Жизнь человека ещё не закончилась, стало быть, это и есть связь с настоящим временем. How many times hasGermany wonthe World Cup? Сколько раз Германия выигрывала Чемпионат Мира? Скорее всего, в этом вопросе речь идёт о чемпионате по футболу. Футбол — игра, которая существует и будет существовать, да и Германия — одна из ведущих спортивных держав вообще, и в футболе в частности, так вот, спрашивающий и спрашивает, предположим, вас, сколько раз Германия в своей истории на сегодняшний день выигрывала Кубок Мира (The World Cup, как говорят в англоязычных странах). И опять связь с настоящим налицо.
III. Теперь переходим к отрицательным предложениям. Чтобы построить отрицательное предложение в форме Present Perfect, нужно к вспомогательному глаголу добавить отрицательную частицу not.
I haven't (have not) seenthis guy before.
Я не видел этого парня раньше.
Sue hasn't known anybody in our class, because she's a new student.
Сью не знает никого из нашего класса, потому, что она новенькая.
I haven't been in my hometown since I finished school.
Я не был в своём родном городе с тех пор, как закончил школу.
What will you do after school? I don't know. I haven't decided yet.
Что ты будешь делать (чем займёшься) после школы? Не знаю, ещё не решил.
They haven't seen their classmates for three months.
Они не видели своих одноклассников три месяца.
И здесь небольшое примечание. Помимо специального наречия yet, о котором я вам подробно расскажу на следующем уроке, в этих примерах присутствуют два слова-определителя, или, как говорят преподаватели-лингвисты в вузах, слова-детерминанты. Это предлоги since и for. Since одначает «с...» (какого-то времени), а for – в течение (опять же какого-то времени). Коль скоро это предлоги, то есть, служебные части речи, стало быть, они употребляются не самостоятельно, а при существительных. В английском языке это будут слова и словосочетания, обозначающие различные периоды времени или даты, с которых начался отсчёт времени. И в том, и в другом случае речь идёт о незавершившемся периоде времени. А значит, глаголы будут ставиться в форму Present Perfect.
I haven't seen my classmates since we finished school.
(Я не видел своих одноклассников с тех пор, как мы закончили школу. Имеется в виду, с того времени и по сей день. Значит, есть незавершившееся время — Present Perfect).
Sue has been in Australia for six month. Сью в Австралии шесть месяцев. Она и сейчас в Австралии, действие не завершено — Present Perfect.
IV. А теперь — упражнение. В этом уроке оно одно, но состоять будет из двух частей. В первой некто (представьте себе, что это вы) задаёт вопросы девушке по имени Джессика (вот она), а она на них отвечает. Эти вопросы вы должны сформировать из слов в скобках. С ответами вы пока ничего не делаете, просто записываете и принимаете к сведению. Далее, во втором упражнении, из слов в скобках и на основании ответов Джессики из первого упражнения вы формируете уже не вопросительные, а утвердительные предложения о ней. Чтобы вам было понятно, как делать это упражнение, я сделаю одно предложение сам.
- (be/London)________________________? No, never.
Сначала делаем первое предложение первого упражнения. Формируем вопрос из слов в скобках. Have you ever been to London? Далее — делаем первое упражнение.
А когда дойдёт дело до второго, пишем первое предложение (уже утвердительное) про то, что Джессика никогда не была в Лондоне, что явствует из её ответа на первый вопрос. Jessica has never been to London. Понятно? Тогда поставьте урок на паузу и сделайте эти упражнения. В остальных предложениях второго упражнения имя Jessica можно заменить местоимением she, поскольку вспомогательный глагол в любом случае будет в форме has.
Exercise 1.
- (play/football)_____________________? Yes, twice.
- (lose/passport)______________________? No, never.
- (drive/a lorry)___________________? No, never.
- (break/a leg)___________________? Yes, once.
- (fly/on a plane)_____________________? Yes, a few times.
- (win/a race)____________________? No, never.
Exercise 2.
- (play/football) She__________________ .
- (lose/passport) ___________________ .
- (drive/a lory)___________________ .
- (break/a leg) ____________________
- (fly/on a plane) ___________________
- (win/a race) ________________________
V. DICTIONARY
after —после (предл.)
a few —несколько
because – потому что
be to —бывать в...
break —ломать
ever – когда-нибудь
guy —парень (разг.)
hometown —родной город
leg —нога (вся)
lorry —грузовик
new —новый
passport —паспорт
plane —самолёт
race —гонка
And so, our lesson is finished. It's time to say 'good bye'.