Когда ослабел карантин мы с сыном Ваней стали приходить на детские площадки отрабатывать недавно приобретённый навык ходьбы. Наконец-то это можно было сделать вне квартиры! Дорвались!
Как только ребёнок понял, что можно перемещаться спокойно как и дома, что не страшно помять траву, наступить на листья и ветки, а мягкое покрытие детской площадки и вовсе довольно неплохая штука, тут же стал терять интерес к песочницам, качелям и горочкам.
Ходить за ручку он отказался уже на второй прогулке. С раздражением и негодованием выдергивал свою маленькую ручку из наших с мужем рук, и уверенно бежал куда хотелось.
Оббежав за 10 секунд все, что предлагает «детская уличная зона», посмотрев что делают детишки, сын направлялся вон. Его интересовали припаркованные машины, подъездные двери, клумбы, асфальт, лужи и так далее. Попытки ещё раз обратить его внимание на карусели/качели или, на крайний случай, на игрушки никогда не заканчивались успехом.
«Насмотрится, набегается и будет играть на площадках» - подумали мы с мужем на очередной прогулке, когда изрядно утомились без конца возвращать бегунка. Основная часть прогулок проходила на задворках детских площадок, коих мы обходили несколько, дабы все же заинтересовать сына новыми горками и песочницами.
Конечно, нам вовсе не хотелось чтобы сын привыкал бегать где ни попадя, поэтому мы все равно то и дело брали его на руки и возвращали обратно, не позволяя далеко уйти. Пытались переключить внимание и предоставить альтернативу: «там бегать нельзя, а здесь можно, в это играть интереснее». Но постепенно вся прогулка состояла только из «возвращений» и бесконечного нытья и крика недовольного исследователя.
Так прошло три месяца... На площадке сынок мог провести от силы 10 мин, поиграть с чужими игрушками или покатать чужие самокаты, дальше намеревался бежать прочь, прихватив с собой камень или палку. И что самое неприятное, больше всего его интересовали трассы с большим потоком машин. Он хотел выбежать прямо на эти дороги! Когда мы его останавливали и уносили, объясняли, что это опасно, дитё начинало плакать, истерить, и даже кататься по земле. Если удавалось унести дрыгающегося человечка подальше, он тут же снова бежал обратно. И все повторялось вновь и вновь, пока не уносили его домой.
Было несколько относительно спокойных периодов, когда Ваня мог целых 30 минут побегать по лестницам, горкам, «пообщаться» с детишками и посидеть в песочнице. Но длились эти счастливые периоды всего несколько дней. Далее опять начиналась беготня к опасным объектам - дорогам и стройкам. А также малышу хотелось забежать в магазины, банки, различные учреждения и организации.
Причем бежал он всегда без оглядки и мог преодолеть метров 700, ни разу не обернувшись.
Мне посоветовали прятаться от него, чтобы понял, что мама не всегда идёт за ним. В итоге в прятки я играла сама с собой. Сыну было глубоко все равно. Он просто убегал. Иногда я прощалась и уходила в другую сторону, Ваня махал мне рукой и шёл куда ему хотелось. Или я говорила ему, что никуда не пойду и до последнего стояла, пока сын не начинал превращаться в точку. Стоит ли говорить, что после таких экспериментов я едва успевала его догнать перед несущейся машиной, самокатом, велосипедом или огромной собакой без поводка и намордника?
Я активно с ним играла на детских площадках, увлечённо лепила куличики, учила общаться с другими детьми, каталась с горок. Потом пробовала наоборот предоставить его себе самому, вдруг ему будет так интереснее и комфортнее? Но исход был один: через 5 мин я видела только спину убегающего крохи.
Была опробована теория не говорить слово «нельзя». Например, вместо «нельзя выбегать на дорогу» я говорила «гуляем только во дворе». Но этот метод тоже не сработал.
После я возила дитя в самые дальние от дорог дворы, но он умудрялся двигаться в направлении автотрасс как будто внутри него был встроен компас.
Далее я решила после каждой третьей попытки побега с площадки сажать чадо в коляску и увозить покататься или везла на другую площадку. (А посадить его в коляску было ох как не просто!) Каждый раз я озвучивала, какой раз он пытался совершить побег, и сколько попыток осталось. Так мы за одну прогулку объезжали и пытались гулять на 4-5 разных площадках.
В 1 год и 5 месяцев Ваня уже вовсе не задерживался в «детском раю» и сразу напрямик бежал без оглядки. И без конца истерил у дороги, из-за того, что ему не дают на неё выйти. Никакие уговоры, объяснения, разыгрывание спектаклей не помогали.
В последнее время малыш полюбил кататься на качелях, но тут тоже впадает в крайность. Может кататься по 30-40 мин. И снять его с качелей можно только с истерикой. Так как гуляем мы два раза в день, накатавшись вдоволь в первую прогулку Иван уже не хотел и смотреть в сторону качелей во вторую прогулку, и снова начинал свои забеги.
Итак, крохе 1,5 года, все что может его заинтересовать хоть не надолго - это качели (не всегда, и на них очередь), чужие игрушки и самокаты. Самокат мы купили давно, после 2 дней использования мы просто его временно меняем на чужой.
Мне казалось, я придумала гениальную вещь. Купила 4 машинки и не показывала их сыну. Идея была в том, чтобы доставать их по одной, когда мы будем приходить во двор. Я незаметно ставила одну машинку на землю и делала вид, что это чужая игрушка, но нам разрешили поиграть с ней. До сих пор не могу понять, откуда сын знал, что я все это подстроила? Малыш даже не смотрел в сторону этих машинок все 4 дня, хотя со всем остальным чужим транспортом был не прочь поиграть. А я так надеялась увеличить пребывание в спокойной зоне хотя бы на 10 мин!
Я читала в статьях психологов, о том, что в среднем до трех лет у детей еще не созрели те отделы мозга, которые отвечают за функции формирования причинно-следственных связей.
То есть они могут что-то понимать, но выполнять не будут, например. Начала склоняться к тому, что лет до трех придётся все это просто мужественно терпеть, неустанно объяснять и снова терпеть. Бегать за ребёнком или просто не выпускать его из коляски.
Детей, похожих на нашего Ваню я не видела вообще. Все ровесники либо сидят на площадке возле мам-пап-баб, либо весело играют на территории детской площадки, либо после одной попытке бегства мирно играют там, куда их посадили (пару рад вскрикнут, а то и вовсе промолчат, когда их возвращают назад).
И совсем недавно я встретила маму такой же девочки. Наши детки быстро разбежались в разные стороны, но из коротенького минутного разговора с этой мамой, я поняла, что она тоже смирилась с ситуацией, так как «лет до двух ничего не поделаешь». К слову, девочка была под целым конвоем - с мамой, дедушкой и двумя бабушками. Оно и понятно, ведь наша бабушка одна с внуком тоже гулять отказывается.
Назрел вопрос: что делать дальше? Подруги посоветовали на прогулку выводить дитё только в коляске, и для физической нагрузки посещать бассейн. Но бассейн для грудничков, тем более с инструктором далеко не дешевое удовольствие, и каждый день не наездишься. Я подумала, может поводить на развивашки? Но что дадут развивашки для полуторогодовасика в плане физической нагрузки тоже большой вопрос...
Так что же, ещё год-два трепать себе и ребёнку нервы или просто дать ему возможность идти туда, куда он хочет, останавливая только у реально опасных объектов? С коляской по непролазным местам ходить не удобно. По 10 раз за прогулку сажать в коляску проблематично, так как малыш ее не любит.
Решаюсь на следующий эксперимент. Будем выходить без коляски в «свободное плавание». Ваня сам, а я рядом (с эргорюкзаком на плечах и проездным в кармане, на случай, если возвращаться придётся из далека).
В этой статье рассказываю, как прошли наши первые прогулки в таком «стиле».
А в этой статье расскажу как обучала навыку следования теории Ж.Ледофф