Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Первый костыль забил бригадир звеносборки Иван Жунин

— Я хорошо помню тот пасмурный осенний день 6 октября 1974 года. На митинг в честь открытия БАМа за рекой Якуримкой собрались сотни людей, в том числе руководители «Ангарстроя». Многие начальники пробовали забить костыль, но у них ничего не получалось. Но вот вышел бригадир Иван Жунин и двумя хлёсткими ударами забивает первый костыль. Из вертолёта сбрасывали листовки о начале строительства БАМа.

Иван Жунин – мой сосед по микрорайону Нефтебаза. Сейчас остался один в 4-комнатной квартире. Я было пошутил: «Не тесно тебе?». «Нет, —отвечает, — не тесно». С уборкой иногда помогает дочь, но чаще сам справляется. Ветерану БАМа 82 года, но он в полном порядке, к врачам не обращается, — рассказывает Михаил Фёдорович Москвин, давний друг нашей районной газеты, именитый фотограф, автор нескольких книг о ветеранах магистрали.

Впрочем, о нём самом мы поговорим отдельно, а сейчас читайте его очерк (в сокращении) о бригадире Иване Жунине, опубликованный в книге «Нет, Вы не напрасно прошли по планете, прожили жизнь на высокой волне…»

По комсомольской путёвке – в Сибирь

Стройка Абакан-Тайшет была в самом разгаре. Но Сибирь по- прежнему пугала своей неизвестностью. Это сегодня мы владеем известиями со всего мира, а в начале 60-х годов телевидение только набирало обороты, и информации было недостаточно. Но ничто не могло удержать молодых парней.

Три друга, заручившись комсомольскими путёвками (путёвки были почему-то в Ангарск) оказались в Тайшете. С кадрами в ту пору в строительных и других организациях было плохо. Была распространена вербовка. Бывшим солдатам начальники были рады, армия дисциплинирует человека, прививает ответственность. Так Иван Ефимович попал в СМП-288, который за многие годы стал ему родным.

Здесь Иван Жунин впервые познакомился с Григорием Николаевичем Загородним.

— Нас поселили в общежитии, а работать направили на звеносборку где-то в двадцати километрах от Тайшета, — вспоминает он.— Мастером был Виктор Дручинин, бригадиром Володя (фамилию не помню). По размаху это была более скромная стройка, не идёт ни в какое сравнение с БАМом: ни по протяжённости, ни по техническому оснащению.

Если на БАМе работала импортная техника, то на «Абакан-Тайшете» только советская, а в ту пору была она маломощной, «ЗИЛки»-самосвалы, тракторные путеукладчики. В декабре дорогу сдали с оценкой «хорошо», уже в то время шли разговоры о БАМе. В 1967 году мы переехали в город Усть-Кут.

Стройка БАМ

Казалось бы, всё это было недавно, а прошло уже 46 лет с начала строительства БАМа. Ещё живы в памяти встречи комсомольцев, прокладка первых просек, строительство новых посёлков в тайге.

— Мне, — говорит Иван Ефимович, — запомнилось следующее: я тогда работал на железнодорожном кране, вызывает меня Григорий Иванович Задорожный, он тогда был начальником СМП-288. Я сразу начинаю вспоминать, не было ли каких проколов, нарушений (как правило, зря к начальству не вызывают).

Прихожу к Григорию Ивановичу, он говорит: не хочешь вспомнить работу на звеносборке? Нет, отвечаю, не хочу, всё уже забыл. Но он меня уговорил. Говорит, набирай бригаду и за дело.

Работа была непростой, на звеносборку сначала не были даже проложены железнодорожные пути. Рельсы, шпалы возили автомобилями. Позже всё отладили, бригаду собрали работоспособную. В ней было 25 человек, даже четыре женщины. Выполняли они более лёгкую работу, молотками забивать костыли мы их не заставляли. Правда, как ни печально, сегодня многие из той бригады уже ушли из жизни - время неумолимо…

Работа на звеносборке трудная. На каждую рельсошпальную решётку нужно забить 40 шпал. Вес решётки – семь тонн, рельсы с усть-кутской звеносборки уложены до Северобайкальска. Это 300 с лишним километров.

Спросил я Ивана Ефимовича о руководителях предприятия, которых было немало. Он назвал Григория Николаевича Загороднего, как самого смелого, справедливого, рачительного начальника, который руководил СМП-288 двадцать лет.

Мысли вслух

Иван Ефимович Жунин прожил честную трудовую жизнь. Богатства особого не нажил, но по-своему счастлив. В его жизни был звёздный час – работа на БАМе. Построенная его бригадой железная дорога служит людям.

В далёком 1963 году ему встретилась симпатичная, милая девушка Рая. С ней они счастливо прожили многие годы, вырастили двух дочерей, дали им высшее образование. Есть у них три внука и внучка, есть правнуки. К сожалению, Раиса Федотовна уже давно ушла из жизни.

Иван Жунин ушёл на пенсию в 2011 году. Его трудовой стаж свыше пятидесяти лет. Страна наградила его двумя орденами Славы, орденом «За трудовое отличие», медалью «За строительство БАМа». К 35-летию БАМа губернатор Иркутской области наградил его Почётной грамотой. Я желаю Ивану Ефимовичу здоровья, благополучия, оптимизма.

Уважаемые ветераны БАМа, высказывайте свои пожелания, делитесь своими историями. Они такие интересные.

Подписаться на канал можно, кликнув мышкой здесь