Культ Осириса, бога воскресения из мёртвых, Господина Иного Мира, интересен своей нравственной составляющей. Сам невинно пострадав от рук брата, Осирис был не только первым воскрешённым из мёртвых- но и первым праведником, которого боги признали чистым от всякого греха.
Это моральный капитал стал для Осириса социальным лифтом- он стал не только царём, но и Судьёй Загробного Мира.
Каждый египтянин помнил о том, что никакая мумификация не спасёт того, кто не оправдан пред ликом Осириса. И, напротив, тот, кто оправдан- не погибнет во веки.
Вот так выглядит типичное изображение Суда Осириса:
Мы разберём изображение по его повествовательной схеме, ибо оно представляет собою что-то наподобие комикса, или даже компьютерной игры с препятствиями.
Итак, Богиня Маат вводит умершего в Зал Суда:
Обратите внимание на головной убор богини- в дальнейшем он сыграет важную роль.
Войдя в Чертог Двух Истин, умерший сначала произносит "Исповедь отрицания"- длинный текст, где заявляет, что не творил преступлений перед божественными законами.
Я не стал приводить всю "Исповедь отрицания", поскольку мне было важно показать саму СИСТЕМУ египетской нравственности, её структуру.
Грехи делились на совершённые против людей, богов, животных и стихий. Мы видим и ритуальные правила ( связанные с храмовыми правилами, с поклонением богам, например, поддержание священного огня), видим нравственные заповеди ( не притеснять слабого, вплоть до запрета угнетать раба- такого вы даже в Евангелии не найдёте!!!), наблюдаем почти буддийскую ахимсу в отношении животных ( мясо египтяне ели, но, если кто не в курсе, буддийские монахи мясо тоже едят!!!), обнаруживаем и первые в мире экологические нормы- например, не портить воду). Интересно видеть прямой и строгий запрет на экономические манипуляции- с весами и отвесом.
Я не чинил зла людям,
Я не нанес ущерба скоту,
Я не совершил греха в месте Истины:
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба.
Я не был причиною недуга,
Я не был причиною слез.
Я не убивал,
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов,
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не совершал прелюбодеяния,
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее,
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей,
Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов,
Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
Я не останавливал воду в пору ее,
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Ох, как боялись египтяне, что сердце может, по какой-то причине, обвинить их во лжи. Поэтому старались иметь при себе особый амулет, "скарабей сердца", на котором помещалось специальная просьба к сердцу- не свидетельствовать против:
После произнесения "Исповеди отрицания" сердце умершего помещалось на одну из чаш Мерила Праведного, на вторую чашу помещали олицетворение Истины- страусиное перо, головной убор богини Правды, Маат.
Взвешиванием сердца занимаются боги Анубис и Гор- два сына Осириса. На самой верхушке- бабуин, символ бога Тота, это "гарантия", что Весы всегда в исправном состоянии. Имеются и гирьки, выполненные в форме "родильного кирпича" с головой человека ( египтянки рожали сидя, на ритуальном кирпиче").
Бог мудрости и счёта Тот, выполняя функции беспристрастного секретаря, записывает имя умершего на священном пальмовом побеге:
То есть, умерший не лгал и является одним из "правых голосом".
Да, он оправдан, и его не сожрёт чудовище Аммат:
Праведник достоин вечно жить на Блаженных Пажитях. Он может по собственной воле вновь появиться в мире людей ( сознательная реинкарнация), или путешествовать по Вселенной в различных обличьях, например- золотого сокола.