Найти тему
Финансовая газета

Рынок реагирует активными продажами на малейший негатив

Оглавление

Начало прошлой недели выдалось обескураживающим для инвесторов. По всему миру обвалились акции, товарные фьючерсы и даже биткоин. Аналогичная картина наблюдалась в конце февраля, и аналитики заговорили о второй волне снижения рынков.

Распродажи без причины

С самого начала торгов в понедельник начали падать американские фьючерсы и азиатские рынки. К середине дня это стало походить на обвал: продавали не только акции и фьючерсы на индексы, но и промышленные и драгоценные металлы, нефть, биткоин. В последнее время именно биткоин является своеобразным опережающим индикатором движения традиционных биржевых активов. Это может быть связано с тем, что на рынок криптовалют ушли наиболее сильные и грамотные спекулянты.

Некоторые аналитики объяснили падения рынков накопившейся совокупностью негативных факторов. Во главу угла ставится рост заболеваемости коронавирусом в мире, прежде всего в Европе. Между тем американский президент Дональд Трамп неоднократно заявлял, что не намерен вводить никаких карантинных мер, да и темпы роста заболеваемости в США в последнее время идут на спад. Никаких сигналов о возможности по-настоящему масштабных ограничений, что могло бы вновь опустить мировую экономику, не подает и ЕС.

Еще менее убедительным выглядят опасения, что новый пакет помощи американской экономике не будет принят до объявления итогов президентских выборов в стране. Прежде всего нужно задаться вопросом, а так ли нужен этот новый стимул. Крупнейшая мировая экономика уверенно восстанавливается, и, судя по недавним заявлениям ФРС, ожидаемые темпы ее роста сейчас оцениваются намного выше, чем еще месяц назад.

Третьим поводом называли неожиданно опубликованное журналистское расследование, что ряд крупных мировых банков долгие годы проводил сомнительные операции. На этом фоне попадали акции банков. Бумаги финансового сектора традиционно растут быстрее при появлении инвестиционного оптимизма, но и в противном случае их падение происходит быстрее. Поэтому именно банки утащили все биржевые активы в «красную» зону. Но были ли такие «сомнительные» операции банков сюрпризом для регулирующих органов? Вряд ли. Так что весомых поводов для распродаж не было.

Есть и еще вопрос: куда пошли вырученные от продажи активов деньги? Золото, считающееся защитным активом, в прошлый понедельник упало на 2%. Правда, на 4,5% упали доходности 10-летних американских гособлигаций. Но такое движение не является аномальным даже для «спокойных» дней.

Впоследствии просадка понедельника частично была выкуплена, но появились сильные сигналы, свидетельствующие, что ситуация на финансовом рынке готова измениться коренным образом. Инвесторы сейчас не готовы покупать все и вся, несмотря на гигантский объем ликвидности. Теперь новые распродажи могут последовать по любому мало-мальски негативному поводу. Именно это произошло в среду, когда американские рынки вновь обвалились на 2% на заявлениях руководителей ФРС, что американской экономике требуются бюджетные стимулы для избежания «неустойчивого и длительного восстановления».

Игра без защиты

Российский рынок акций также не избежал распродаж, но выглядел существенно лучше западных «коллег». Во многом это было связано с объявлением о покупке «Яндексом» 100% акций TCS Group Holding, головной структурой Тинькофф-банка. Сделка не только выдернула вверх акции самого «Яндекса», вес которых в Индексе МосБиржи превышает 9%, но вселила оптимизм в участников торгов.

Но и у нас на рынке произошли кардинальные изменения: резко сократилось число так называемых защитных акций. Ранее в периоды падения рубля инвесторы увеличивали покупки акций экспортеров. Это логично: падение курса рубля приводит к росту рублевой выручки за один и тот же объем проданного за границу товара.

Но после падения нефти из этой когорты сразу были исключены акции «нефтянки», поскольку увеличение доходов в рублях от основной деятельности у многих нефтяных компаний с лихвой компенсировалось переоценкой валютного долга. После решения повысить налоги на добычу полезных ископаемых снизился интерес к бумагам металлургов, традиционно славящихся щедрыми дивидендами. Таким образом, сейчас снижение курса рубля оказывает гораздо меньшую поддержку Индексу МосБиржи, чем это было еще в начале года.

Едва ли не единственным заметным бенефициаром от девальвации национальной валюты остались привилегированные акции «Сургутнефтегаза». По итогам отчетности компании за полугодие валютные резервы компании составляли эквивалент 3,311 трлн рублей. Снижение курса рубля приводит к появлению у компании прибыли от переоценки валюты, часть которой будет выплачена держателям «префов». Сейчас их ожидаемая дивидендная доходность оценивается выше 15%. И неудивительно, что многие аналитики рекомендуют включать эти бумаги в портфели как защитные.

-2

МНЕНИЕ

Олег Богданов, ведущий аналитик инвесткомпании QBF

– С моей точки зрения, коррекция на мировых рынках в последние три недели была вызвана в большей степени техническими факторами.

Во-первых, рынок в США выглядел уже перекупленным, особенно в технологическом сегменте. Во-вторых, начались очередные спекуляции по поводу второй волны коронавируса в Европе и США. В-третьих, 18 сентября закрывались тройные опционы на американском рынке. И у игроков, видимо, было желание закрыть их ниже, так как уже начали работать вышеперечисленные два фактора.

Так и случилось: 18 сентября индексы закрыли в красной зоне, в понедельник снижение продолжилось, так как продавали акции те, кто не хотел или не мог идти на поставку после экспирации. Глобальные финансовые риски выросли, инвесторы начали синхронно продавать все активы: золото, нефть, валюты emerging markets.

Фундаментально финансовые условия для инвесторов благоприятные: руководство ФРС США заверило, что ставки будут оставаться долго в районе нулевых отметок; ЕЦБ начал покупку «зеленых» облигаций; Банк Англии готовит введение отрицательных ставок.

В России на финансовом рынке главный негатив – инициативы правительства по повышению налогов, НДПИ, НДД. Поэтому снижаются котировки акций нефтегазового и добывающего секторов.