Оказывается от разгула воровства исторически страдает не только Россия.
У нас, в России, любят цитировать то ли Достоевского, то ли Петра I, который на вопрос, что происходит с Россией, ответил - воруют.
Но, оказывается Россия в этом плане не исключение, о чем мы только относительно недавно по историческим меркам начали догадываться.
Просто в Америке и ЕС не нашлось своего Достоевского, который публично бы это озвучил, как у нас. А в Китае и остальной Азии даже не считают необходимым об этом литературно рассуждать, а просто публично расстреливают.
Кто-то подумает, что это не люди такие, а жизнь наша сегодня такая, а вот раньше...
По этому поводу я и хочу рассказать один поучительный исторический анекдот.
После свержения абсолютизма во Франции и кровавого террора тамошней революционной диктатуры к власти в результате неконституционного переворота пришел молодой, талантливый генерал Наполеон Бонапарт, провозгласивший себя императором.
Его талант был многогранен, и он многое сделал для наведения в стране порядка. В частности, развернул беспощадную борьбу с воровством в особо крупных размерах.
Но, как человек практического склада ума, подошел к этому не с точки зрения возмездия, а с точки зрения пользы для государства.
За воровство в особо крупных Наполеон сажал и даже приговаривал к смертной казни, но только до тех пор, пока проворовавшийся не возвращал в казну наворованное. После чего следовала амнистия и осужденный выпускался на свободу до следующего раза.
Такая метода отлично себя зарекомендовала, поскольку приносила неплохие средства, которые постоянно требовались императору для его военных и гражданских госпрограмм.
При этом все были довольны.
Но во время египетского похода Наполеона эта его система дала сбой.
Один из богатых египетских беев на оккупированной французами территории оказался выплачивать контрибуцию. Понятно, что это было воспринято Наполеоном, как воровство в особо крупных, и бей был приговорен к смертной казни и помещен в камеру смертников в расчете, что он там образумится и отдаст то, что положено по праву победителю, Наполеону.
Но бей то ли упорствовал, то ли плохо разбирался во наполеоновских законах.
Тогда ему прямо намекнули - отдай деньги и живи как раньше.
На что бей ответил - на все воля Аллаха. Если он захочет, чтобы я умер, то никакие деньги меня не спасут. Если захочет, чтобы я жил, тогда непонятно для чего их отдавать.
И бея казнили.
Россия, как известно, одной ногой стоит в Европе, а другой - в Азии. Поэтому у нас, кроме упования на "авось" существует еще и пословица "На Бога надейся, а сам не плошай".
Причем, судя по другой пословице, которая гласит - "русские долго запрягаю, но быстро едут", эти два противоположных жизненных подхода мы используем именно в том порядке, в котором я их выше привел.
Хотя... В что вы, мои уважаемые читатели, думаете по этом поводу?