Найти в Дзене
Alex Gorn

Джеймс Блэйлок «Гомункул» (рецензия на книгу)

Писатель родился в пригороде Лос-Анжелеса. Во время учебы в Калифорнийском университете Блейлок познакомился с несколькими довольно известными писателями: Тимом Пауэрсом (написавшим «Врата Анубиса»), Кевином Джетер (создавшим неплохую серию книг по вселенной «Звездные Войны») и Филипом К. Диком (автором « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и многих других произведений). Забавно, что для последнего Блэйлок послужил прототипом одного из персонажей цикла «Валис».

постер VanJazminArt
постер VanJazminArt

Первой работой Блэйлока стал его рассказ «Hans Clinker», опубликованный в 1975 году . Первый его полноценный роман «Эльфийский корабль» вышел в свет в 1982 году. Это очень своеобразная история о сыроваре Джонатане Бинге, который вместе со своим псом Ахавом , Профессором Вурцпом и простачком Дули спасают рождество. Впоследствии вышло два продолжения этого романа - «Исчезающий гном» и «Каменный великан». В результате получилась трилогия книг в жанре фэнтези, которую некоторые сравнивали с «Хоббитом» Дж. Р.Р. Толкиена, и которую критики восприняли довольно хорошо. Серия этих книг была переведена на русский и издана издательством «Азбука-классика» в 2003-2004 годы; к сожалению, на данный момент на русском языке эти книги можно найти только в электронном виде. По словам автора, при написании своих романов он вдохновлялся такими гигантами литературы, как Артур Конан Дойль, Чарльз Диккенс, Герберт Уэллс и Жюль Верн.

Английский вариант обложки к  «Эльфийский корабль»
Английский вариант обложки к «Эльфийский корабль»

В 1986 году выходит первая часть цикла про приключения Лэнгдона Сент-Ива; у нас данный роман должен был выйти еще в 2018 году издательством «Аркадия» , но его отложили из-за того, что издатели хотели использовать для обложки фрагмент из комикса «Legendary Green Hornet» - версия «Зеленого Шершня» в стиле стимпанк. В 2019 книга всё же попала на наши прилавки, а не так давно - и в мои руки.

первоначальный вариант обложки.
первоначальный вариант обложки.
Оригинальная обложка комикса "Legendary Green Hornet" созданная  Джо Бенитеземсом
Оригинальная обложка комикса "Legendary Green Hornet" созданная Джо Бенитеземсом
Финальный вид обложки.
Финальный вид обложки.

В чём же завязка данного произведения? Это довольно сложный вопрос, так как по сути читателя кидают в гущу событий без всяких объяснении. Дирижабль, управляемый мертвецом, проплывает над Лондоном; кого-то это вгоняет в ужас, другие проявляю простое любопытство, ну а для кого-то то, что находиться на борту дирижабля, куда ценнее человеческих жизней. Лже-пророк вещает о конце света, и оживших мертвецах, что ходят по улочкам Лондона. Стоит сразу сказать: эти зомби не пожирают мозги, это всего лишь беспомощные куклы в руках злодеев.

иллюстрация Jaroslaw Jasnikowski
иллюстрация Jaroslaw Jasnikowski

Читателя не ведут по сюжету за ручку от начала и до конца, о нет. Лишь по ходу повествования нам становится понятна трагичная судьба сошедшего с ума учёного Себастьяна Оулсби, его сестры, которая вынуждена скрываться после убийства брата , бесчестном докторе-горбуне и двух ящиках, сконструированных гениальным мастером игрушечных дел Киблом. Многим нужно содержимое этих ящиков по разным причинам, и члены клуба «Трисмегистр», одним из которых главный герой - изобретатель Ленгдон Сент-Ив, должны заполучить эти ящики первыми, ведь в одном из них хранится наследство другого члена клуба - Джека Оулсби, а во втором — то, что свело с ума его отца Себастьяна.

иллюстрация  John Blumen
иллюстрация John Blumen

Поначалу мне было очень тяжело привыкнуть к стилю повествования. Довольно громоздкие и витиеватые предложения заставляли меня прямо-таки продираться сквозь первые страницы. Но через пару глав я привыкла к ритму писателя, и чтение пошло гораздо легче. К тому же стоит быть готовым к огромному количеству персонажей. На мой взгляд, наиболее интересными среди них является дуэт злодеев, состоящий из горбуна и Пьюля: яркими антагонистами, за чьими размышлениями и замыслами интересно наблюдать. Особенно за Пьюлем, который озлоблен на весь мир и считает себя превыше остальных людишек. Протагонисты, на мой взгляд, вышли гораздо более блёклыми, и их мотивация не столь хорошо прописана.

Сама история довольно камерная и происходит на территории Лондона и его окрестностях. Динамика повествования не даёт заскучать, и с каждой главой становится все более любопытно узнать, как герои выпутаются из сложившийся ситуации.

концепт арт к liga of lagands
концепт арт к liga of lagands

Это хороший приключенческий роман, который рекламировали как «легенду стимпанка», из-за неточного соответствия чему некоторые читатели возможно снизили свои оценки. По правде говоря, в «Гомункуле» действительно слабо чувствуется атмосфера мира, работающего на паровых машинах, однако давайте разберемся. Первоначально паропанк возник как жанр в 1980-х годах под впечатлением от паровой энергии 19 века. Обычно «стимпанк» - это видение альтернативного развития нашего мира, в котором преобладает механика и паровые машины, и действие которого происходит в викторианской Англии или Америке. Часто присутствуют элементы альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива или фэнтези. Сам термин же впервые появился на страницах журнала Locus в 1987 году вовремя дискуссии двух писателей - Джеймса Блэйлока и Кевина Джетера. По сути, это было пародией на жанр киберпанка, но лишь поначалу. Стимпанк взял у уже известного собрата основные аспекты сеттинга и перенес их в 19 век, впоследствии развился и стал уже более самобытным. Учитывая, что жанр только начинал зарождаться на момент издания романа, неудивительно что атмосфера «стимпанка» в «Гамункуле» кажется такой неопределённой. Возможно, впоследствии Джеймс исправил эту оплошность, но пока лично мне трудно судить, так как я только начала читать данный цикл.

иллюстрация John  Blumen
иллюстрация John Blumen

Однако если вы любите приключения и загадки, то дерзайте - узнайте тайну «Гомункула» и ящиков игрушечных дел мастера.

Самомнения Пьюля 10\10

Сеттинг 6\10

Сюжет 7\10

Обложка книги 6\10 (быстро облезла краска)

Описывать прошлое — меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других. - Мишель де Монтень