Грамотный детальный анализ рынка, проведенный перед запуском, может свести к минимуму все возможные ошибки при ведении бизнеса. Не стоит относиться к анализированию рынка как к пустой формальности - эта процедура поможет вам сэкономить денежные вложения, время и другие ресурсы. Грамотный анализ рынка бизнеса поможет лучше ориентироваться в конкуртентном поле, правильно поставить задачи, наметить пути решения и скорректировать стартап.
Что такое рынок бизнеса?
Анализ рынка бизнеса нужен для того, чтобы выявить все особенности, преимущества и недочеты различных сегментов рынка. Важно получить наиболее полную информацию о динамике и емкости рынка, о клиентах и конкурентах, об отраслях и глобальных процессах. Неотъемлемая часть анализа - это выявление специфических правил ведения бизнеса в особой области, например, законодательная база или международное право. Для того, чтобы собрать наиболее полный анализ, нужно брать в расчет не только текущие процессы, но и предшествующий период (3-6 лет). На основании результатов анализа формируются точные показатели и показатели динамики. На их основе прогнозируются грядущие тенденции развития рынка.
Как и для чего анализировать рынок бизнеса?
Бизнес анализ необходим в первую очередь для того, чтобы получить максимально конкретные сведения о каком-либо сегменте рынка. Как гласит известная пословица, предупрежден - значит вооружен. Так владельцы бизнеса осведомляются о бизнес-процессах и вооружаются четкими знаниями для принятия решений.
Для этого могут использоваться следующие источники информации:
- внутренняя документация организации
- результаты различных маркетинговых опросов
- результаты работы фокус-групп
- заключения экспертов
- интервью с экспертами
- итоги экспериментов и тестов
- изучение официальных статистических данных
- исследование тематических форумов
Финансовый анализ рынка вполне по силам провести самим. Также для этой цели можно пригласить сторонние специализированные компании.
В случае, если вы все же решили провести анализ самостоятельно, то рекомендуем вам обратить внимание на следующие возможности:
- наблюдение за поведением целевой аудитории
- использование бесплатных инструментов опроса (комментарии к постам в социальных сетях компании, короткие опросы, отзывы и критика клиентов)
- проведение интервью и клиентами и экспертами
- изучение открытой информации по обзорам
Положите анализ рынка в основу бизнес-плана и вы заметите повышение эффективности уже на этапе планирования бизнеса, в том числе, если речь идет об онлайн-проекте.
Эффективный анализ
Для самостоятельного анализа мы рекомендуем следующий алгоритм действий:
1. Соберите информацию
Перспективность рынка можно оценить по его емкости и динамике за последние годы. Емкость рынка показывает сколько покупателей теоретически готовы купить ваш товар или услугу в определенный момент времени по определенной цене. Емкость рынка рассчитывается как произведение численности целевой аудитории и нормы потребления товаров или услуг за один год. Это произведение и есть потенциальная емкость рынка. Само собой, это вероятный показатель, а не достоверный, и на деле может несколько отличаться. Однако, этот метод признан научным.
2. Определите целевые сегменты
Для этого необходимо вычислить группы потребителей, которые приносят в бюджет предприятия самую большую прибыль, а какие меньшую. Для этого используются самые разные критерии: демографические, географические, гендерные, финансовые и многие другие.
3. Проведите потребительскую аналитику
Для работы с клиентом важно досконально понимать его психологию, а именно знать его цели, потребности, боли, мотивацию, желания и ожидания, причины претензий и недовольства, а также понимать по какому принципу он принимает решения - логика, эмоция, воля судьбы.
4. Исследуйте обстоятельства, влияющие извне
На любой бизнес влияет огромное количество факторов: менталитет, действующие законодательство, социальные нормы, политика государства, продвинутость технологического прогресса, экологические нормы и так далее. Ни один пункт из этого списка нельзя упустить из виду - анализу должен поддаться каждый.
5. Проведите конкурентную аналитику по следующим факторам оценки конкурентов:
- Эффективность
- Реклама
- Новизна
- Внешний вид
- Торговая марка
- Удобство пользования
- Цена
- Состав
- Натуральность
- Безопасность
- Качество товара
- Польза
Дополнительно нужно разузнать все о гигантах рынка в вашей нише, а именно:
- уровень квалификации сотрудников
- технологии и специфические условия производства
- каналы сбыта продукции
- доступ к ресурсам (в том числе финансовым)
- наличие патентов
6. Проведите анализ цены
Вычислите среднюю цену за ваши услуги или товары на рынки, а также узнайте о ценах уровня “эконом” и “премиум”. Попробуйте посмотреть ценообразовательную политику не только как владелец собственного бизнеса, но и как участник конкурентной борьбы за место под солнцем.
7. Изучите каналы дистрибуции
Значение имеют не только сами каналы сбыта-продажи, но их расходная составляющая. Собирая данные, учитывайте:
- транспортные издержки
- затраты на хранение товара
- сумму просроченных заказов
Все данные нужно представить в денежном эквиваленте.
8. Оцените результаты рекламной кампании
Обратите внимание на то, как коммерческие компании, работающие в вашем поле интересов, привлекают новых клиентов и какие механизмы они используют, чтобы удерживать старых. Это может быть стандартная реклама, работа над имиджем компании, личные продажи и расширение каналов сбыта.
В заключении хочется сказать, что для проведения бизнес-анализа важна тщательность и подготовка. Только поэтапный и всесторонний обзор деятельности своей компании и компаний конкурентов может привести к достоверным результатам, которые положительно повлияют на формирование стратегии развития вашего бизнеса. Не думайте, что все устроится как-то само и не полагайтесь на интуицию. Положите в основу сада вашего бизнеса экономико-математические формулы исследования рынка и пожимайте плоды в виде новых клиентов, сочных заказов и высоких чеков.
Подписывайтесь на наш канал, дальше интереснее!