Вокруг эквайринговых комиссий не первый год идет нешуточная борьба: ритейл требует их снизить, а банки – оставить на волю рыночных отношений. С 1 октября будут сняты ограничения, которые наложил на эти комиссии Банк России в рамках мер по борьбе с пандемией коронавируса. Это стало первой победой банковского сообщества после ряда болезненных поражений, однако ритейл намерен продолжить борьбу.
С 1 октября Банк России снимает ограничения, наложенные на размер эквайринговых комиссий для онлайн-торговли и медицинских учреждений, которые были введены для поддержки этих отраслей в рамках борьбы с пандемией коронавируса. Можно сказать, что это стало первой победой банковского сообщества в борьбе за эквайринговый рынок. До сих пор была только сдача позиций. В прошлом году платежные системы добровольно снизили межбанковские комиссии по социально значимым направлениям и крупным покупкам, а в этом году ЦБ с 15 апреля ввез вышеобозначенные ограничения.
Различные розничные объединения постоянно пытаются выбить себе какие-либо преференции, собственно для этого торгово-сервисные предприятия (ТСП) и объединяются в ассоциации. И в 2018 г. поднялась волна протестов против высоких комиссий по эквайрингу. Основная аргументация состояла в том, что у нас комиссия с ТСП составляет 2–3%, а в Европе – 0,3–0,4%.
Волна оказалась достаточно мощной, чтобы вопросом было поручено заняться зампреду правительства Дмитрию Козаку. Банкиры тоже были людьми опытными. Они создали рабочую группу и начали обсуждения проблемы, в которых могли бы пройти годы, но недооценили решимость другой стороны. Тема дошла до главы государства, который вынужден был высказаться о необходимости пойти навстречу розничному бизнесу. После этого платежные системы и пошли на компромисс.
Распространение коронавируса сделало онлайн основным каналом продаж практически всей продукции. В результате власти решили ограничить эквайринговую комиссию для онлайн-магазинов, а также для медицинских учреждений. Но эта победа в борьбе с эквайринговыми комиссиями сыграла с ритейлом злую шутку. Со всей очевидностью проявилось то, о чем изначально говорили банки: целью снижения комиссий было повышение рентабельности продавцов. Для конечного потребителя цена не снизилась.
В этом убедился не только Банк России, который изначально выступал за рыночный механизм определения размера эквайринговых комиссий, но и Минфин. «Следует отметить, что принятые меры по снижению эквайринговой комиссии оказали влияние на оптимизацию расходов ТСП, в том числе в сегменте онлайн-торговли. Так, за I квартал 2020 года чистая розничная выручка Х5 Retail Group выросла на 15,9%, ПАО “Магнит” – на 17,6%, обороты OZON и Wildberries удвоились. При этом принятые меры поддержки бизнеса, по данным Росстата, не привели к снижению цен на потребительские товары. Вместе с тем в условиях действия ограничений эквайринговой комиссии ряд банков уже сократили свои программы лояльности для клиентов. Дальнейшее ограничение эквайринговых комиссий может привести к сокращению доли безналичной оплаты в рознице, усилению давления на банковский сектор», – говорится в письме первого замминистра финансов Леонида Горина в Минэкономразвитие.
Вся суть проблемы сторонников ограничения эквайринговых комиссий кроется как раз в последней фразе. Правительству не впервой поддерживать банки за счет бизнеса или бизнес за счет банков. Но тут затронуто важнейшее направление его работы – снижение оборота наличных. Для властей это означает увеличение собираемости налогов и уменьшение теневого оборота. Платежные системы и банки заинтересованы в этом, поскольку чем больше безналичных платежей в экономике, тем больше денег проходит через них. И только торговле более или менее все равно, в каком виде им заплатят – наличными или картой. Да, давно подсчитано, что у покупателя с картой средний чек выше на 25%, но и у наличных есть свои преимущества. Поэтому за свой счет торговцам развивать инфраструктуру приема безналичных платежей нет большого смысла.
Наглядным доказательством этому служит Система быстрых платежей (СБП). Комиссия за платежи через нее составляет всего 0,4%. Это примерно тот уровень, о котором говорят представители ритейла: столько платят за эквайринг в Европе. Однако торговцы не спешат переходить на этот способ оплаты и продвигать его за счет собственных маркетинговых акций. Они ждут, когда его продвижением займутся банки, для которых этот вид оплаты является конкурентом уже работающего эквайрингового бизнеса, или финансовые власти, основное внимание которых сегодня обращено на продвижение переводов между гражданами через СБП. Так что пока перспективы дешевого и удобного бизнеса выглядят не слишком радужно: банкам он неинтересен из-за низкой комиссии, торговцы не хотят тратиться на его развитие, а у государства пока просто не дошли до него руки.
Что же касается дальнейших попыток ограничить стоимость приема карт, то можно не сомневаться, что ритейл продолжит попытки воздействия на власти в этом направлении. Его представители и не скрывают этого. Ведь снизить комиссии банков таким образом дешевле, чем вкладываться в Систему быстрых платежей с уже низкими комиссиями.
Алексей Маслов,
сопредседатель Комитета по платежным системам Ассоциации банков России
Регулирование эквайринговых комиссий увеличит наличный оборот
Сейчас уже понятно, что 2019 год был достаточно обычным по сравнению с 2020-м. При этом некоторые темы, которыми мы занимались в 2019 году, перетекли в этот год. Одним из важнейших проектов для нас стало участие в исполнении поручения президента Российской Федерации о рассмотрении обоснованности установленного размера комиссии за прием банковских карт в торгово-сервисных предприятиях.
Позиция банковского сообщества о нецелесообразности регулирования размера комиссии, которая нашла поддержку в органах государственной власти и Банке России, заключается в приверженности рыночным способам регулирования платежной индустрии в целом и эквайринговых комиссий в частности. По итогам обсуждения с членами ассоциации сформулирована и направлена в Банк России консолидированная позиция о критериях и принципах дифференциации тарифов банков при осуществлении расчетов за покупки в организациях торговли с использованием банковских карт. Учитывался и негативный зарубежный опыт.
Была создана рабочая группа при нашем комитете для дальнейшей проработки согласованных решений и практического определения направлений по оптимизации размеров комиссии эквайринга по различным группам товаров и услуг с учетом их социальной значимости. В состав рабочей группы вошли представители банков, платежных систем, объединений торговых организаций и других профессиональных объединений, Банка России, ФАС, Минпромторга России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Во исполнение поручения, полученного по итогам совещания у зампреда правительства Дмитрия Козака, проведен сбор предложений по определению прозрачных критериев и принципов дифференциации тарифов по операциям с банковскими картами в торгово-сервисных предприятиях. В результате дискуссий платежными системами Visa, Mastercard и «Мир» было принято решение о добровольном снижении размера межбанковских комиссий на социально значимые товары.
Тем не менее в 2019 году законодатели наделили Банк России правом регулировать различные комиссии на финансовом рынке, в том числе и эквайринговую. В апреле 2020 года Банк России этим правом воспользовался – ввел временные ограничения эквайринговых комиссий в онлайн-торговле и медицинских учреждениях. Анализ ситуации с ценами и развитием платежного рынка показал неэффективность данного решения, и данные ограничения прекратят свое действие 30 сентября.
Российский рынок услуг торгового эквайринга является высококонкурентным, что многократно подтверждалось представителями ФАС России. Регулирование эквайринговых тарифов ведет к пересмотру всей системы безналичных платежей, в которой участвует несколько основных субъектов: покупатель (население) – банк-эмитент банковской карты – платежная система – банк-эквайрер – торговая точка. Изменение в пользу только одного из элементов системы неизбежно приводит к нарушению сложившегося баланса и интересов остальных элементов.
Банки – коммерческие структуры и не могут работать себе в убыток. Если у них не будет экономической мотивации развивать безналичные платежи, они будут вынуждены сворачивать развитие как программы поощрения эмиссии, так и программы роста сети приема банковских карт.
Евгений Базылев,
руководитель исполкома МРО «Деловой России»
Эквайринговые комиссии нужно снизить до среднеевропейского уровня
Экономическая ситуация в России и Москве достаточно напряженная. Карантинные меры очень сильно ударили по бизнесу. Период восстановления экономики займет, по разным оценкам, не менее года. В этой ситуации государство должно задействовать весь доступный набор мер стимулирования деловой активности, максимально снизить издержки ведения бизнеса в российской юрисдикции. И в данной парадигме нам категорически непонятно решение не продлевать ограничения на размер банковских комиссий за эквайринг, введенные в период пандемии. Пусть эти ограничения касались и очень ограниченного круга компаний, но позволили этим секторам более успешно пройти пик кризиса, чем другим. Намного более логичным было бы не отменять ограничения, а, напротив, продлить их.
Во многих аптечных сетях расходы на оплату тарифов за эквайринг уже сопоставимы с чистой выручкой. Болезненны высокие тарифы за эквайринг для ресторанной отрасли. Ее особенность в том, что множество закупок идет через рынки, где с фермерами приходится рассчитываться наличностью. Это означает, что к тарифам за эквайринг добавляются тарифы за обналичивание средств. Это, конечно, специфические сегменты рынка, в продуктовом и непродуктовом ритейле дела обстоят чуть лучше, но расходы на эквайринг все равно весьма велики. Особенно по сравнению со странами ЕС, где тарифы за эквайринг составляют 1–1,5%. Это, безусловно, неадекватная ситуация, которая не способствует развитию бизнеса.
Много копий сломано по поводу обоснованности тарифов. Банки постоянно напоминают, что в России многие услуги карточных продуктов бесплатны для потребителей. Но получается, что расходы на маркетинговые программы и продвижение платежных систем полностью переложили на ритейл. Деловое сообщество понимает, что банки должны компенсировать расходы на развитие платежных систем. Но почему это происходит за счет бизнеса, а не за счет держателей карт, как во всем мире? Со стороны бизнеса это выглядит просто как нежелание банками менять структуру маркетинга, так как финансовые институты неоднократно показывали, что без прибыли они не останутся, о чем говорят и показатели прибыли российских банков в период пандемии.
Если говорить о Системе быстрых платежей, разработанной Центральным банком РФ, то это очень полезное начинание, но на данный момент пока не получившее большого распространения. Ведь как минимум для использования СБП необходимо иметь смартфон. Удобство данной услуги для пользователей пока неочевидно, соответственно, низкая востребованность. Показательно, что большинство рестораторов даже не обращались в ФНС за разъяснениями по использованию данной системы в силу отсутствия спроса у клиентов. Возможно, дело исправит специальное приложение, которое в скором времени обещал разработать Банк России. Безусловно, если ситуация с тарифами на эквайринг не изменится, то СБП будет постепенно вытеснять пластиковые карты, однако это пусть и близкая, но все же еще перспектива. А решать проблему необходимо сейчас.
«Деловая Россия» Москвы неоднократно выступала за законодательное ограничение тарифов на эквайринг. И данная дискуссия продолжает идти. Убежден, что довольно скоро мы придем к экономически обоснованным тарифам за эквайринг на уровне среднеевропейских.