Дискуссии о воспитании детей сегодня возникают постоянно. Особенно часто возникает вопрос, кто именно должен воспитывать наследников: родители, бабушки-дедушки, няни, детсады и школы. И уж конечно, не обойтись тут без обсуждения работающих матерей, которые, родив сына или дочь, тут же бегут на работу, перекладывая обязанности по уход и развитию чадо на кого угодно. Меж тем, в советские времена подобное было повсеместно:
женщины-труженицы работали наравне с мужьями, бабушки-дедушки к моменту появления внуков часто были и сами молоды и тоже работали.
И дети зачастую были предоставлены сами себе (ну или проводили дни, а то и недели, в садиках). Про такую очень-очень занятую семью, где за единственной дочерью даже некому присмотреть, и рассказала комедия «Карантин».
За съёмки картины принялся в 1982 году Илья Фрэз, к тому моменту уже зрелый режиссёр с десятком популярных лент в фильмографии. Сценарий написала Галина Щербакова, тоже человек с именем. За пару лет до того этот дуэт создал одну из самых трогательных отечественных мелодрам про подростков «Вам и не снилось», а теперь главной героиней фильма стала совсем маленькая девочка, дошкольница.
Фрэз организовал масштабные поиски актрисы на главную роль.
Объявление о том, что Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького ищет милую малышку для съёмок, передали по Московскому радио. Такая рекламная кампания привела на студию более 5 000 девчушек в сопровождении родственников. Одну за другой Фрэз претенденток отвергал: хоть многие крохи и были небесталанны, от них требовалось самозабвенно работать и сниматься дубль за дублем, а не просто читать стихи или танцевать перед съёмочной группой.
В какой-то момент режиссёр, которому было уже за 70, засомневался в собственных силах. Несмотря на то, что
начинал Фрэз с фильмов детских, потом он работал с уже более взрослыми ребятами, с которыми можно было говорить по-взрослому.
А для ленты «Карантин» требовалась дошкольница. Режиссёру нужна была артистичная девочка, которая не зажималась бы, а чувствовала себя перед камерой свободно, но при этом понимала бы, что такое серьёзная работа. Пересмотрев тысячи кандидаток, Илья Фрэз остановил выбор на Лике Кремер, девочке из семьи творческой, хоть и не имеющей отношения к кино.
Родителей героини сыграли Евгения Симонова и Юрий Дуванов. У Евгении Симоновой опыт материнства уже был, так что для неё не было сложным изобразить на экране мать. К тому же Евгения была актрисой популярной, часто уезжала на съёмки, так что и проблема, кому передоверить наследницу, ей тоже была знакома. А вот
Юрий Дуванов пока прелестей отцовства не познал, так что прямо на съёмках постигал основы общения с детьми.
Кстати, в «Карантин» многие актёры примерили на себя не вполне привычные образы. Так, Светлана Немоляева здесь в первый раз в жизни сыграла бабушку, а Юрий Богатырёв, тоже бездетный в реальной жизни, сразу превратился в дедушку.
В комедии фигурировали даже прабабушка и прадедушка дошкольницы, по сюжету тоже, разумеется, люди занятые, которые не могут оставить работу даже ради любимой правнучки. В них перевоплотились мэтры советского кино Татьяна Пельтцер, которая так часто играла бабушек, что в других ролях её даже сложно представить, и Павел Кадочников.
Создавая «Карантин», Илья Фрэз в очередной раз коснулся темы взаимоотношений отцов и детей, которую он так часто затрагивал в своих лентах.
По его словам,
он снимал фильм не столько для детей, сколько для взрослых.
Взяв довольно банальную ситуацию, с которой сталкивались почти все родители, съёмочная группа показала подоплёку отношений в семье и сложности, настигающие каждого, кто оказывается рядом с маленьким человечком. Удивительно, но картина Фрэза и сегодня неимоверно актуальна!
Вряд ли целеустремлённые бизнес-леди, которые прямо из роддома возвращаются в офис, и мамы-домохозяйки, встречающие детей из школы пирогами, найдут общий язык,
но и у тех, и у других есть возможность взглянуть на себя глазами ребёнка, посмотрев «Карантин».
А как вы считаете, мать должна посвятить себя детям или самореализовываться в работе?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296