На днях мне попалась любопытная публикация, где на кадрах из популярных советских фильмов вместо привычных реплик пририсовали реплики в духе воинствующих феминисток. Сомневаюсь, конечно, что и сегодня наши женщины настолько радикальны (по крайней мере, в значительной части). Зато решила вспомнить советские фильмы, где действуют сильные женщины, которых вполне можно назвать феминистками. Правда, почему-то к феминисткам советское кино относится с юмором или, как минимум, со снисхождением, так что в подборке почти все картины комедийные.
1. «Служебный роман» (1977). Не побоюсь назвать фильм классикой: его почти наизусть знает среднее поколение, а цитаты уже давно ушли в народ. Главная героиня – директор серьёзной организации. Она сухарь и мымра, которая живёт работой и фактически на работе. Она нелюбима подчинёнными (но уважаема всё-таки), зато её ценит министр. У неё нет подруг, мужа и детей, зато есть квартира в центре Москвы и служебная машина. Ей плевать на моду, зато она профессионал. По нынешним временам – завидная жизнь для 36-летней женщины. Но как-то на её пути попадается подчинённый, которого она прежде мельком видела и никогда не думала на него внимания обращать. И это стало «роковым» событием: дурнушка превратилась в красотку, но не утеряла высокой квалификации и должности (даже с учётом декрета, думаю).
2. «Москва слезам не верит» (1979). Вот как по мне, эта мелодрама – гимн феминизму (до встречи с Гошей). Девица из провинции, не поступившая в институт и вынужденная работать на заводе, обманута мажором с телевидения. И вот она – молодая мать-одиночка с малышкой, которая живёт в общежитии, днём вкалывает на производстве, по ночам учится. Но девушка – не промах, она рук не опускает и целенаправленно строит жизнь. Одна. Без мужчины. Очевидно, в её жизни бывают романтические встречи, но это так, по мелочи, эти незначительные романы её с пути не сбивают. Ну и закономерно спустя двадцать лет героиня – директор завода, депутат, обладательница собственной квартиры и машины. И, что немаловажно, вполне себе состоявшаяся мать. Причём тут вообще мужчины, когда всего этого можно добиться без них? Потом, как водится, будет у неё любовь всей жизни, но это не феминизм.
3. «Берегите женщин» (1981). Это музыкальный фильм, добавивший славы Юрию Антонову, который исполнил за кадром все песни. А речь в фильме идёт про четырёх девушек, которые настаивают, что они прекрасно смогут управлять морским буксиром и без мужчин. Что и доказывают на практике: управляют, чинят, чистят и всячески лелеют старенький кораблик. Правда, папа одной юной морячки, он же замначальника порта под благовидным предлогом внедряет на буксир молодого журналиста. И он прямо-таки на глазах собственной безрукостью начинает разваливать слаженную работу команды. А тут ещё бравые парни с соседнего корабля, к тому же музыканты. В общем, боевой дух девушек как-то падает. Но в финале всё будет хорошо и с буксиром, и романтикой.
4. «Берегите мужчин!» (1982). На мой взгляд, любопытно, что в двух фильмах (см. выше) с противоположными названиями действуют сильные женщины. В этой истории главная героиня – замдиректора НИИ, дама строгая и волевая, которая привыкла командовать на работе и дома и добиваться своего. Муж этой дамы – инженер. Он же рохля, подкаблучник и собиратель колокольчиков, который не прочь пожаловаться не жену маме. Но при этом он человек добрый, скромный и любящий и на место лидера в семье не претендующий. В какой-то момент героиня начинает подумывать про развод, но ряд событий доказывают, что ей только такой мужчина и нужен.
5. «Чародеи» (1982). Новогодняя сказочная комедия вообще-то рассказывает об истории любви Иванушки и Алёнушки, но на заднем фоне маячит роман директорши института, в котором работает Алёнушка, и её сотрудника. Директорша – женщина неслыханной силы и проницательности (отчасти благодаря волшебным гаджетам), но не чужда эмоциям. Но кавалеру, который в неё влюблён и к которому она и сама неровно дышит, в женитьбе чародейка отказывает, ссылаясь на занятость на работе. На пафосной новогодней вечеринке жёсткую директоршу всерьёз подставляет коварный подчинённый, и тут как раз появляется кавалер, спасающий репутацию возлюбленной.
А каких феминисток из советских фильмов вспомните вы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296