Павел Кадочников – один из символов советского кино, без него сложно представить и довоенные, и послевоенные фильмы. На счету Кадочникова образы и исторические, и героические, и трагедийные, и смешные. Пробовал себя Кадочников и в режиссуре. В эту профессию он пошёл уже в шестидесятые, будучи зрелым актёром и признанным мастером. И если об актёрских работах Павла Петровича вспоминают часто, то его режиссёрские творения обычно остаются в тени.
В конце шестидесятых Кадочников решил поставить сказочную картину «Снегурочка» (1968) по пьесе классика Александра Островского.
Когда-то актёр, тогда ещё только начинавший карьеру, сам сыграл Леля на сцене Ленинградского театра юного зрителя,
а спустя тридцать лет захотел пересмотреть историю. Теперь Леля играл уже другой молодой артист - Евгений Жариков, а для себя Кадочников оставил роль царя Берендея. Героя немолодого, умудрённого опытом, но не утерявшего жизнелюбия.
Ставя «Снегурочку » , Кадочников режиссёрскую задачу видел в том, чтобы показать не патетичное действо и не героизм, а самые обычные чувства, настигающие людей в любые времена.
Режиссёру хотелось, чтобы вместе с ним зрители увидели гармонию природы и богатство народных традиций.
Ради этого, кстати, съёмочная группа отправилась в Костромскую область и не один месяц провела в Щелыково, бывшем имении Островского. Там, на натуре, сняли примерно половину картины. Там, возле реки Меры, специалисты «Ленфильма» выстроили живописный Берендеев посад, там сняли лес, долины, Ярилину гору. Это была ещё одна задумка режиссёра:
незатейливая, но в то же время восхитительная русская природа должна быть «сыграть» в ленте свою роль.
Ещё часть сцен сняли в не менее красивом уголке в Ленинградской области – в районе Сосновая поляна.
Оригинальную пьесу Островского всё-таки пришлось немного переработать. У автора она задумывалась как синтез драмы, балета, оперы, да и длилась несколько часов. Такую роскошь киношники позволить себе не могли, так что
Кадочников с коллегой Леонидом Любашевским, писавшим сценарии под псевдонимом Д.Дэль, сами написали сценарий к «Снегурочке»,
убрав некоторые сюжетные линии и сократив действие. Тем не менее, в фильме остались и философия, заложенная Островским, и народность, и сочетание сказочности и правды, и, конечно же, яркая солнечная подоплёка.
Эпизоды с большим числом участников-музыкантов снимали уже в павильонах «Ленфильма». Для этого на съёмки пригласили участников народных коллективов, музыка которых придала ленте тот самый русский колорит, который так хотел продемонстрировать Павел Кадочников. Итогом работы стала нарядная «Снегурочка», о которой ещё Станиславский, ставя её в театре, говорил, что это
«то, чего никогда не бывает в жизни, но что тем не менее правда».
А как вам кажется, Кадочникову-режиссёру удалось показать ту самую русскость, которой он восхищался?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296